Особенности общения дошкольников со сверстниками и взрослыми: формы, мотивы и развитие

Как меняются формы общения дошкольников со сверстниками и взрослыми в разном возрасте. Какие мотивы побуждают детей общаться. Как развивается общение в дошкольном возрасте. Почему общение со взрослыми и сверстниками важно для развития ребенка.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии дошкольников. В отличие от общения со взрослыми, контакты с другими детьми имеют ряд особенностей:

  • Яркая эмоциональная насыщенность. Дети не могут спокойно разговаривать — они кричат, визжат, смеются, бегают.
  • Нестандартность и раскованность общения. Дети прыгают, кривляются, придумывают необычные слова и звуки.
  • Преобладание инициативных действий над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого.

Такое общение позволяет дошкольнику проявить свою оригинальность, получить эмоциональный отклик и ощутить свое сходство с ровесниками. Через него ребенок учится взаимодействовать в коллективе, отстаивать свою позицию, сопереживать.


Как меняется общение дошкольников со сверстниками с возрастом

В разные периоды дошкольного детства общение со сверстниками имеет свои особенности:

Младший дошкольный возраст (3-4 года)

В этом возрасте дети только учатся взаимодействовать друг с другом. Их контакты кратковременны и ситуативны. Малыши играют рядом, но не вместе. Они не умеют договариваться и учитывать желания партнера.

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Общение становится более избирательным. Появляются предпочитаемые партнеры для игр. Дети начинают согласовывать свои действия, но часто возникают конфликты из-за игрушек и ролей. Они уже способны объединяться в небольшие группы для совместной деятельности.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

В этот период общение со сверстниками становится более устойчивым и избирательным. Дети способны играть вместе длительное время, создавая общий замысел игры. Они учатся сотрудничать, помогать друг другу, проявлять сочувствие. Появляется интерес к личности сверстника, его мыслям и переживаниям.

Мотивы общения дошкольников со взрослыми

Общение с взрослыми также крайне важно для развития дошкольника. Оно побуждается разными мотивами:

  • Деловые мотивы — стремление сотрудничать со взрослым для решения практических задач.
  • Познавательные мотивы — желание получить новую информацию и знания от взрослого.
  • Личностные мотивы — потребность во внимании и уважении взрослого.

С возрастом меняется соотношение этих мотивов. У младших дошкольников преобладают деловые мотивы, у старших — личностные. Познавательные мотивы наиболее выражены в 4-5 лет.

Формы общения дошкольников со взрослыми

Психологи выделяют две основные формы общения дошкольников со взрослыми:

Внеситуативно-познавательная форма

Характерна для младшего и среднего дошкольного возраста. Ребенок задает множество вопросов, стремясь получить новую информацию о мире. Взрослый выступает источником знаний и умений.

Внеситуативно-личностная форма

Возникает в старшем дошкольном возрасте. Ребенка интересуют не только предметы и явления, но и сам взрослый как личность. Он стремится обсуждать с ним нравственные проблемы, человеческие отношения, свои переживания.

Роль общения в развитии дошкольника

Общение со взрослыми и сверстниками играет огромную роль в психическом развитии дошкольника:

  • Формируются коммуникативные навыки и умения
  • Развивается речь и мышление
  • Происходит социализация и усвоение норм поведения
  • Формируется самооценка и образ «Я»
  • Развиваются нравственные чувства и представления
  • Формируется произвольность поведения

Таким образом, полноценное общение обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника. Задача взрослых — создать оптимальные условия для развития детского общения.

Как родители могут способствовать развитию общения дошкольника

Родители играют важнейшую роль в формировании коммуникативных навыков ребенка. Вот несколько рекомендаций:

  • Будьте примером правильного общения. Ребенок копирует манеру общения родителей.
  • Поощряйте контакты с другими детьми. Организуйте совместные игры, приглашайте в гости друзей ребенка.
  • Учите ребенка договариваться, уступать, делиться.
  • Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, объясняйте правила поведения.
  • Читайте и обсуждайте книги о дружбе и взаимоотношениях.
  • Поддерживайте инициативу ребенка в общении, будьте внимательным собеседником.

Создавая благоприятную среду для общения, родители помогают ребенку гармонично развиваться и успешно адаптироваться в обществе.

alexxlab

Related Posts

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *