Особенности общения дошкольников со сверстниками
Общение со сверстниками играет важнейшую роль в развитии дошкольников. В отличие от общения со взрослыми, контакты с другими детьми имеют ряд особенностей:
- Яркая эмоциональная насыщенность. Дети не могут спокойно разговаривать — они кричат, визжат, смеются, бегают.
- Нестандартность и раскованность общения. Дети прыгают, кривляются, придумывают необычные слова и звуки.
- Преобладание инициативных действий над ответными. Ребенку важнее высказаться самому, чем выслушать другого.
Такое общение позволяет дошкольнику проявить свою оригинальность, получить эмоциональный отклик и ощутить свое сходство с ровесниками. Через него ребенок учится взаимодействовать в коллективе, отстаивать свою позицию, сопереживать.
Как меняется общение дошкольников со сверстниками с возрастом
В разные периоды дошкольного детства общение со сверстниками имеет свои особенности:
Младший дошкольный возраст (3-4 года)
В этом возрасте дети только учатся взаимодействовать друг с другом. Их контакты кратковременны и ситуативны. Малыши играют рядом, но не вместе. Они не умеют договариваться и учитывать желания партнера.
Средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Общение становится более избирательным. Появляются предпочитаемые партнеры для игр. Дети начинают согласовывать свои действия, но часто возникают конфликты из-за игрушек и ролей. Они уже способны объединяться в небольшие группы для совместной деятельности.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
В этот период общение со сверстниками становится более устойчивым и избирательным. Дети способны играть вместе длительное время, создавая общий замысел игры. Они учатся сотрудничать, помогать друг другу, проявлять сочувствие. Появляется интерес к личности сверстника, его мыслям и переживаниям.
Мотивы общения дошкольников со взрослыми
Общение с взрослыми также крайне важно для развития дошкольника. Оно побуждается разными мотивами:
- Деловые мотивы — стремление сотрудничать со взрослым для решения практических задач.
- Познавательные мотивы — желание получить новую информацию и знания от взрослого.
- Личностные мотивы — потребность во внимании и уважении взрослого.
С возрастом меняется соотношение этих мотивов. У младших дошкольников преобладают деловые мотивы, у старших — личностные. Познавательные мотивы наиболее выражены в 4-5 лет.
Формы общения дошкольников со взрослыми
Психологи выделяют две основные формы общения дошкольников со взрослыми:
Внеситуативно-познавательная форма
Характерна для младшего и среднего дошкольного возраста. Ребенок задает множество вопросов, стремясь получить новую информацию о мире. Взрослый выступает источником знаний и умений.
Внеситуативно-личностная форма
Возникает в старшем дошкольном возрасте. Ребенка интересуют не только предметы и явления, но и сам взрослый как личность. Он стремится обсуждать с ним нравственные проблемы, человеческие отношения, свои переживания.
Роль общения в развитии дошкольника
Общение со взрослыми и сверстниками играет огромную роль в психическом развитии дошкольника:
- Формируются коммуникативные навыки и умения
- Развивается речь и мышление
- Происходит социализация и усвоение норм поведения
- Формируется самооценка и образ «Я»
- Развиваются нравственные чувства и представления
- Формируется произвольность поведения
Таким образом, полноценное общение обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка-дошкольника. Задача взрослых — создать оптимальные условия для развития детского общения.
Как родители могут способствовать развитию общения дошкольника
Родители играют важнейшую роль в формировании коммуникативных навыков ребенка. Вот несколько рекомендаций:
- Будьте примером правильного общения. Ребенок копирует манеру общения родителей.
- Поощряйте контакты с другими детьми. Организуйте совместные игры, приглашайте в гости друзей ребенка.
- Учите ребенка договариваться, уступать, делиться.
- Обсуждайте с ребенком различные ситуации общения, объясняйте правила поведения.
- Читайте и обсуждайте книги о дружбе и взаимоотношениях.
- Поддерживайте инициативу ребенка в общении, будьте внимательным собеседником.
Создавая благоприятную среду для общения, родители помогают ребенку гармонично развиваться и успешно адаптироваться в обществе.