Содержание и ремонт жилья тариф: Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения – Как рассчитать тариф на содержание многоквартирного дома

Правила установления размера платы за содержание жилого помещения

Продолжаем рассказывать о главных темах Итоговой онлайн-конференции за 2018 год. Во второй день Сусана Киракосян рассмотрела позиции высших судов об утверждении размера платы за содержание общего имущества. Узнайте, как правильно обосновать, утвердить и даже оспорить размер такой платы.

Как обосновать размер платы за содержание жилого помещения

Существует несколько критериев, при соблюдении которых размер платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме будет считаться обоснованным.

Первое условие – размер такой платы должен обеспечивать надлежащее содержание общего имущества МКД и быть соразмерен утверждённому перечню, объёму и качеству услуг и работ (ч. 1 ст. 156 ЖК РФ, п. п. 29, 35 постановления Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).

Минстрой РФ в своём письме от 17.03.2016 № 7513-ОЛ/04 отмечает, что для определения размера платы обязателен индивидуальный подход к каждому многоквартирному дому.

Второй критерий – размер платы должен быть рассчитан профессионалами и документально подтверждён. Расчёт выполняется в отношении каждого МКД по результатам осмотров состояния общего имущества такого дома.

Цель таких осмотров – своевременное определение видов и объёмов работ по ремонту ОИ для предотвращения угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (пп. «а» п. 11 ПП РФ № 491). Результат осмотра оформляется в виде акта и считается основанием для принятия мер по устранению дефектов (п. 14 ПП РФ № 491).

Третий критерий – размер платы должен быть согласован обеими сторонами договора управления многоквартирным домом, так как считается существенным условием такого договора. Если размер платы не согласован, договор недействителен.

И последний критерий – различия в размерах платы для жилых и нежилых помещений допустимы только в тех случаях, когда они не являются дискриминационными для какой-то из сторон. Подробнее о том, какая дифференциация возможна и к каким решениям в случае споров собственников жилых и нежилых помещений по этому вопросу приходят суды, вы можете узнать в видеозаписи онлайн-конференции.

О главных изменениях, произошедших в жилищной сфере в 2018 годуО главных изменениях, произошедших в жилищной сфере в 2018 году

Как утверждается размер платы за жилое помещение

Выше мы рассказали о первом этапе утверждения размера платы за жилое помещение – его обосновании. Перейдём к следующим действиям.

Управляющая организация размещает составленные ею предложения о размере платы на досках объявлений в подъездах МКД или в пределах земельного участка такого дома. Сделать это нужно не позднее, чем за тридцать дней до следующего этапа утверждения размера платы – проведения общего собрания собственников помещений в МКД. Проводится такое собрание в соответствии с ч. 7 ст. 156 ЖК РФ.

Если домом управляет ТСЖ, ЖК или ЖСК, решение об утверждении размера платы принимается на общем собрании членов товарищества или кооператива на основе утверждённой сметы доходов и расходов (п. 4 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ).

Если предложенный размер платы превышает размер, установленный субъектом РФ для собственников, которые не утвердили плату или не выбрали способ управления МКД, предложение о размере платы должно содержать:

  • смету расчёта,
  • обоснование размера платы,
  • обоснование превышения такого размера.

Новое требование к детализации размера платы установлено п. 31 ПП РФ № 491: в обосновании превышения необходимо детально прописать расчёт годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также указать периодичность, с которой они будут выполняться.

Следующий этап – проведение общего собрания собственников помещений в МКД. Не забудьте о порядке проведения собраний, описанном в ст. ст. 44–48 ЖК РФ.

После собрания проинформируйте о его результатах собственников помещений в МКД (ч. 3 ст. 46 ЖК РФ) и ГЖИ (ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ, ч. 10.1 ст. 161 ЖК РФ).

Требования к порядку включения допуслуг в договор управленияТребования к порядку включения допуслуг в договор управления

Когда можно оспорить экономически необоснованный размер платы за содержание

Нередки ситуации, когда у управляющей организации и собственников помещений возникают разногласия при утверждении размера платы за содержание и ремонт ОИ в МКД. Например, собственники принимают на ОСС не предложенный управляющей организацией размер платы, а тот, который сами считают нужным.

Первое, о чём рекомендуем помнить при возникших между управляющей организацией и собственниками помещений в МКД спорах о размере платы за содержание жилого помещения, – размер платы должен быть обоснованным (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22, определение КС РФ от 28.03.2017 № 700-О). Если собственники произвольно корректируют размер платы, исключая из него обязательные статьи затрат, правосудие будет на стороне УО.

Управляющая организация может оспорить решение ОСС об изменении размера платы, если оно принято без учёта предложений УО и является экономически необоснованным. Установленный размер платы должен обеспечивать содержание общего имущества МКД в соответствии с требованиями законодательства и отвечать требованиям разумности (п. 16 постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22).

В это же время в определении ВС РФ от 10.04.2018 № 6-КГ18-6 указано, что платежи по содержанию ОИ должны быть достаточными для финансирования работ и услуг, необходимых для поддержания помещения в состоянии, отвечающем санитарным и техническим требованиям.

Примеры решений, в которых суд встал на сторону управляющей организации, вы найдёте в раздаточном материале ко второму дню итоговой онлайн-конференции. А в видеозаписи можно посмотреть рекомендации Сусаны Киракосян о том, как управляющей организации защитить свою позицию в суде.

Как УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензийКак УО остановить или оспорить исключение дома из реестра лицензий

О чём ещё мы поговорили

Во второй день онлайн-конференции мы затронули ещё несколько важных для управляющих организаций тем:

  1. Какие неудачные формулировки об индексации размера платы за жилое помещение управляющие организации включают в договор управления МКД.
  2. Как оформить решение общего собрания о новом размере платы.
  3. Какие последствия ждут управляющую организацию, если она оспорит установленный собственниками необоснованный размер платы.
  4. В каком порядке и где рассматриваются споры о взыскании, перерасчёте платы и порядке её внесения.

Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в видеозаписи онлайн-семинара. А в раздаточном материале мы собрали примеры судебных решений, которые помогут управляющим организациям выстроить правильную позицию при возникновении споров об установлении размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома.

Первый день онлайн-конференции.

Третий день онлайн-конференции.

Тарифы на содержание жилья 2020

Все собственники и наниматели жилья в многоквартирном доме обязаны вносить плату не только за получаемые коммунальные услуги, но также обязаны оплачивать содержание жилья в 2020 году, то есть за надлежащее обслуживание общедомового имущества. Теперь их внесли в отдельную строку, а коммунальщиков обязали давать расшифровку платежа.

Каждый владелец жилой недвижимости ежемесячно получает платежные квитанции по квартплате, но итоговая строка иногда вызывает недоумение, что же скрывается за формулировкой содержание жилья, за какие услуги взимаются деньги?

Строка в квитанции

За скупыми цифрами этой строки скрываются тарифы на содержание жилья, и не каждая управляющая компания делает четкое обоснование за взимание платы. Но граждане должны понимать, что многоквартирный дом – это сложное техническое сооружение с множеством коммуникаций для обеспечения жизнедеятельности проживающих в нем жильцов, которые всегда должны быть в исправном состоянии.

В них включены самые разнообразные текущие неотложные работы службы по обслуживанию дома, например:

  • Регулярные осмотры технического состояния общедомового имущества.
  • Налаживание оборудования к отопительному или летнему сезону.
  • Устранение аварийных ситуаций силами технического персонала управляющей компании, мелкий ремонт испорченного оборудования.
  • Периодический вывоз мусора, уборка придомовой территории, подъездов, лестничных маршей, чердаков и подвалов.

Но кроме обязательных перечисленных работ, коммунальщики обязаны проводить осмотры крыши и водостоков, козырьков над подъездами, вентиляционной системы, делать текущий ремонт, если они функционируют с нарушениями санитарных требований.

Закон

Исходя из положений п. 1 ст. 158 Жилищного Законодательства, владельцы квартир обязаны вносить ежемесячные платежи за содержание общего имущества жильцов дома.

В ст. 156 п. 1 регламентируется обоснованность размера оплаты на содержание имущества жильцов многоквартирного дома, в соответствии с установленными законодательством тарифами.

Положениями п. 7 той же статьи устанавливается обязанность жильцов утвердить тарификацию на общем собрании собственников недвижимости. Само собрание должно проходить в соответствии со ст. 45-48 Жилищного Кодекса.

Если между жильцами не достигнуто единое мнение, то сетку тарифов будет устанавливать муниципалитет местных органов власти.

Согласно рекомендациям из письма Минстроя от 17.03. 2016 г. за номером 7513-ОЛ/4 жильцы на общем собрании должны подтвердить перечень услуг коммунальных служб, согласно требованиям ПП (Правила содержания имущества жильцов…) и отметить это в протоколе заседания.

Однако размер оплаты на содержание и ремонт дома должен быть соразмерным тем предоставляемым услугам, которые будет предоставлять управляющая компания или ТСЖ (п.35 Правил). Из этого можно сделать заключение, что конкретную сумму платежа необходимо утверждать для каждого многоквартирного дома в индивидуальном порядке.

Тарифы на содержание жилья

Что же входит в состав услуг по содержанию и ремонту общедомового имущества жильцов? Все ли их управляющая компания оказывает в полной мере так, как это предписано в Законе и можно ли собственникам уменьшить за них оплату.

Возможно ли изменение размера?

Поскольку п.7 ст. 156 Жилищного законодательства установлена возможность жильцов самим регулировать предложенные УК тарифные ставки на предоставляемые услуги, то они могут на законных основаниях пользоваться таким приоритетом.

Но это не означает, что можно свести к минимуму платежи, ставки должны быть не менее тех, что установлены органами местной власти, хотя управленцы могут обосновать другие размеры оплаты документально.

Если собрание жильцов самостоятельно провело предварительные расчеты, и выявило явное завышение платежей, или с жильцов взимается плата за те услуги, которые не предоставляет УК, то они вправе утвердить новую тарификацию. На этом основании заключить поправки к существующему договору на оказание услуг, а управляющая компания обязана будет изменить оплату.

Собственники должны понимать, что тарифы нельзя сменить в любой момент – они будут действовать в течение года, и только по окончанию отчетного периода могут быть внесены поправки по новым платежам.

Что входит?

К услугам по содержанию многоквартирного дома могут относиться такие работы:

  • Подготовка и регулярный контроль над всем оборудованием жизнеобеспечения жильцов: бойлеров, канализацией, электроснабжения, вентиляцией и пр.
  • Создание условий по безопасности проживания, в том числе установка пожарной и иной аварийной сигнализации.
  • Обеспечение эффективности установленного оборудования – устранение течи и иных потерь при снабжении ресурсами.
  • Неукоснительное соблюдение прав владельцев жилой и нежилой недвижимости.
  • Проведение текущего ремонта пострадавших в результате неправильной эксплуатации общего имущества – окон, дверей, перил.
  • Обеспечение освещением мест общего пользования – холлов, подъездов, лестничных маршей и площадок перед квартирами жильцов.
  • Надлежащее соблюдение температурного режима – замена отопительных неисправных приборов и оборудования.
  • Регулярный вывоз бытовых отходов, в том числе и после текущего ремонта общих помещений.
  • Уборка подъездов и придомовой территории, включая сезонную уборку снега и наледи с крыш.
  • Во время теплого периода – посадка зеленых насаждений, цветов и кустарников, уход за ними.
  • Плановый осмотр кровельного покрытия, а в случае нарушения целостности проведение текущего ремонта за счет ранее поступивших платежей от жильцов.

На самом деле многоквартирный дом – многофункциональное сооружение, заранее предусмотреть возникновение каких-то проблем просто невозможно, поэтому управляющая компания должна иметь свободные средства на их своевременное устранение.

Порядок оплаты

Расчеты за содержание и ремонт общего имущества жильцов проводятся, исходя из занимаемой площади каждым владельцем помещения. Следовательно, вычисляется доля владельца в процентном отношении от общего метража всех имеющихся на содержании компании помещений.

Исходя из установленного параметра по каждой конкретной квартире, проводится начисления платежа путем перемножения доли на тарифную ставку – в результате арифметического действия выставляется оплата в квитанции.

Ответственность за неуплату

Поскольку согласно действующим нормам закона, жильцы обязаны оплачивать содержание и ремонт, то за любую задержку платежа могут начисляться пени.

Если задержать оплату коммунальных услуг, то компания вправе ограничить их подачу, но она не может остановить ремонт общедомового имущества из-за неуплаты одним владельцем содержания дома.

Поэтому существует только один способ привлечь к ответственности нерадивого владельца недвижимости – подача искового заявления в суд, обосновав все последствия от неуплаты.

Когда будет вынесено решение, будет открыто исполнительное производство, и пристав может наложить взыскание на часть заработной платы или банковского счета, то есть принудительно взыскать задолженность.

На видео о формировании тарифов на содержание жилья

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Государственное казенное учреждение Центр координации ГУ ИС Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы

Содержание документа (полностью или выдержки)

ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА

И БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 23 июня 2017 г. N 05-01-06-112/7

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РАСЦЕНОК И ЦЕН НА ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ РАБОТ

ПО СОДЕРЖАНИЮ И ТЕКУЩЕМУ РЕМОНТУ ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА

В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ

В рамках полномочий, определенных п. 4.2.8 Положения о Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы (постановление Правительства Москвы от 28.08.2007 N 739-ПП):

1. Рекомендовать государственным заказчикам города Москвы при расчете начальных (максимальных) цен государственных контрактов использовать:

1.1. Расценку на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту внутриквартирного оборудования для инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности (приложение 1).

1.2. Предельные цены на услуги по техническому обслуживанию внутридомовых технических средств (ВТС), обеспечивающих обработку и автоматизированную передачу данных об объемах потребления ресурсов в жилых помещениях жилищного фонда города Москвы в общегородскую систему коммерческого учета потребления энергоресурсов (приложение 2).

2. Утвердить и рекомендовать управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным кооперативам, иным специализированным потребительским кооперативам и организациям использовать в своей деятельности:

2.1. Предельные единичные расценки на работы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме (приложение 3).

2.2. Предельные единичные расценки на работы по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (приложение 4).

2.3. Предельную цену на работу по техническому обслуживанию автоматизированного узла управления центральным отоплением жилого дома в городе Москве (приложение 5).

2.4. Предельную комплексную расценку на работы по техническому обслуживанию охранно-защитных дератизационных систем (приложение 6).

2.5. Предельные цены на техническое обслуживание пассажирских лифтов, установленных в жилых домах города Москвы (приложение 7).

2.6. Предельные цены на техническое обслуживание скоростных пассажирских лифтов со скоростью движения кабины от более 1,4 м/с до 2 м/с (включительно), установленных в жилых домах города Москвы (приложение 8).

2.7. Предельную комплексную расценку на работы по проведению технических осмотров электротехнических устройств многоквартирного дома (приложение 9).

2.8. Предельные расценки на работы по техническому обслуживанию и текущему ремонту систем противопожарной защиты в жилых домах повышенной этажности города Москвы (приложение 10).

2.9. Предельные цены на работы по содержанию (очистке, обезжириванию, промывке, дезинфекции, гидроизоляции) и видеодиагностике внутренней поверхности асбестоцементного ствола мусоропровода (приложение 11).

2.10. Предельные расценки на транспортировку крупногабаритного мусора из домовладений до объектов обезвреживания отходов (приложение 12).

2.11. Предельные расценки на транспортировку ТБО из домовладений (от населения) на полигоны, мусороперегрузочные станции, мусоросжигательные заводы по маркам мусоровозов (приложение 13).

3. Признать утратившими силу:

3.1. Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 30.06.2015 N 05-01-06-187/5 «Об утверждении расценок на работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

3.2. Распоряжение Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы от 01.07.2016 N 05-01-06-146/6 «Об утверждении расценок на отдельные виды работ».

4. Настоящее распоряжение вступает в силу с 1 июля 2017 года.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Исполняющий обязанности руководителя

Департамента жилищно-коммунального

хозяйства и благоустройства

города Москвы

И.Г. Полевой

Изменение тарифа на содержание жилья

С 01.01.2017 планируются изменения состава услуг по содержанию жилья, в частности — в стоимость содержания будет включена плата за коммунальные услуги (КУ) на общедомовые нужды (ОДН), а стоимость «сбора и вывоза ТБО», наоборот, будет исключена из содержания жилья в связи с введением новой коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)». В настоящей статье проанализируем, каким образом данные изменения повлияют на стоимость содержания, и каков порядок установления этой стоимости в связи с изменением перечня услуг.

Обращение с твердыми коммунальными отходами

Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ внесены измененияв Жилищный кодекс Российской Федерации (ЖК РФ), а именно: введена новая коммунальная услуга «обращение с ТКО».

Согласно части 20 статьи 12 федерального закона от 29.06.2015 N176-ФЗ (в редакции федерального закона от 29.12.2015 N 404-ФЗ): «20. Обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2017 года».

Таким образом, с 01.01.2017 должна появиться новая коммунальная услуга «обращение с ТКО». При этом услуга «сбор и вывоз ТБО», сейчас входящая в состав содержания жилья, будет из состава жилищных услуг исключена.

Коммунальные услуги на ОДН

Нормы о включении стоимости КУ на ОДН в состав платы за содержание жилого помещения были введены федеральным законом от 29.06.2015 N176-ФЗ, первоначально срок вступления этих норм был установлен 01.04.2016, впоследствии федеральным законом от 30.03.2016 N73-ФЗ указанный срок был изменен на 01.01.2017 (часть 9 статьи 12 федерального закона от 29.06.2015 N176-ФЗ: «9. Положения пункта 2 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 154, части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года»).

Часть 10 статьи 12 закона 176-ФЗ устанавливает: «10. При первоначальном включении в плату за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года. Для первоначального включения расходов, указанных в части 9 настоящей статьи, в плату за содержание жилого помещения не требуется решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».

Необходимо отметить, что указанная норма дает основания для включения КУ на ОДН в состав содержания, но она не дает права в одностороннем порядке изменять (увеличивать) тариф на содержание!

Приведенное положение принято для принудительного включения КУ на ОДН в состав содержания, независимо от мнения и/или волеизъявления собственников помещений и/или исполнителей коммунальных услуг. При этом ни о каком изменении платы за содержание в данной норме не говорится.

Как менять тариф на содержание?

Прежде всего, отметим, что ни исключение из состава услуг по содержанию жилья такой услуги как «сбор и вывоз ТБО», ни включение в состав услуг по содержанию КУ на ОДН, не влечет за собой «автоматического» изменения (увеличения или уменьшения) тарифа!

Если рассматривать ситуацию, в которой способ управления уже выбран (а именно о такой ситуации идет речь — выбран способ управления и утвержден тариф на содержание), то необходимо отметить, что Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные ПП РФ от 13.08.2006 N491, устанавливают:

«31. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.

32. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений размер платы за содержание и ремонт жилого помещения соответствует размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключенными собственниками помещений с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы на основании решения (решений) общего собрания собственников помещений.

33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год».

Важно заметить, что приведенные нормы являются императивными, обязательными к исполнению, и никаких иных вариантов утверждения тарифа на содержание действующее жилищное законодательство РФ для рассматриваемых случаев не содержит.

И, разумеется, никакое «автоматическое» изменение тарифа на содержание недопустимо!

Таким образом, для изменения тарифа на содержание (даже вызванного изменением состава услуг по содержанию) необходимо (как и в любых других случаях) решение либо общего собрания собственников помещений, либо общего собрания членов ТСЖ/ЖСК, при этом срок действия ранее утвержденного тарифа на момент принятия такого решения должен составлять не менее одного года (за исключением непосредственного управления МКД).

 

Анализ новых норм (вступивших в силу 01.01.2017)
об изменении размера платы за содержание жилья
в связи с включением КУ на ОДН в состав содержания > > >

 

admin

Related Posts

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о