Непосредственное управление | Новости ЖКХ
Непосредственное управление – эффективное управление многоквартирным домом
Эффективное управление многоквартирным домом призвано создать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, обеспечить оптимальное содержание общего имущества. Если руководство МКД осуществляется при прямом участии жильцов, им стоит знать, что такое непосредственное управление многоквартирным домом, в чем заключаются его особенности, каковы плюсы и минусы этого варианта.
При непосредственном руководстве МКД собственники квартир заключают договора по обслуживанию и ремонту дома на основании решений общего собрания жильцов. Такой способ управления позволяет им вступать в правоотношения с ресурсоснабжающими компаниями (РСО) – организациями, обеспечивающими поставку газа, воды и электричества.
Непосредственная форма управления многоквартирным домом – это способ, позволяющий собственникам помещений договариваться с подрядчиками о поддержании оптимального состояния дома.
Если речь идет о юридической стороне вопроса, каждый жилец помещения от своего имени заключает договор на поставку ресурсов.
Организация, которая содержат и проводит ремонт в доме, обеспечивает водоотведение, отопление, электро- и газоснабжение, ответственна перед собственниками помещений в МКД за выполнение своих функций. Эти положения установлены Правительством РФ, выражены в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме и содержатся в заключаемых договорах.
Минимальное количество квартир
Переход на непосредственное управление многоквартирным домом регулирует ст. 164 Жилищного кодекса РФ. Возможность такого руководства – гарантия полноценного функционирования общежития граждан.
Как показывает практика, в основном собственники жилья напрямую взаимодействуют с поставщиками услуг в сельской местности. В таких условиях часто не предусмотрена масштабная многоквартирная застройка.
В сооружениях, где количество квартир менее 12, владельцы жилплощади освобождаются от необходимости заключать дополнительный договор со сторонними подрядчиками, которые будут предоставлять услуги по ремонту и поддержанию нормального состояния МКД.
Если в доме насчитывается более 12 квартир, осуществление некоторых процедур усложняется. Для одобрения решения нужно собрать более 50% голосов всех владельцев жилья. Только тогда их волеизъявление можно считать легитимным.
Читатели юридических порталов часто интересуются, сколько квартир должно быть в доме для непосредственного управления. Этот нюанс регулирует ст. 161 ЖК РФ. Чтобы жители МКД могли воспользоваться обслуживанием напрямую, в здании должно быть не меньше 13 квартир, но и не больше 30.
Руководство домом осуществляется всеми собственниками жилплощади в личном порядке или через посредника. Последний может не проживать в МКД, где предусмотрена непосредственная форма руководства.
Оптимальный вариант обслуживания дома – управление МКД до 30 квартир. Большее количество жильцов сложно привлечь к участию в собрании. Еще труднее достигнуть согласия.
Преимущества и недостатки непосредственного управления
Непосредственная форма обслуживания – одна из самых старых и эффективных. Чтобы обеспечить своевременный и качественный уход за МКД, жителям нужно координировать действия и через уполномоченного представителя заключать договоры с подрядчиками.
Стоит обсудить сильные и слабые стороны этого варианта эксплуатации МКД. Так, управление собственниками
Статья 164 ЖК РФ. Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме
1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
1.1 — 1.2. Утратили силу с 1 сентября 2014 года. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 255-ФЗ.
2. Договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
2.1. Договоры об оказании услуг и (или) о выполнении работ в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования, и (или) о выполнении работ по эксплуатации, в том числе по обслуживанию и ремонту, лифтов, подъемных платформ для инвалидов, и (или) о выполнении работ по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, заключенные, в том числе в электронной форме с использованием системы, собственниками помещений в многоквартирном доме, осуществляющими непосредственное управление таким домом, в случаях, предусмотренных настоящей статьей, должны быть размещены лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, в системе в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
3. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, указанное в этом решении либо имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
См. все связанные документы >>>
1. При непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в таком доме сами решают все текущие вопросы управления многоквартирным домом без создания товарищества собственников жилья и привлечения управляющей организации (управляющего). Жилищный кодекс РФ не ограничивает число собственников помещений, способных выбрать такой способ управления домом. Ранее действовавший ФЗ «О товариществах собственников жилья» ограничивал возможность непосредственного управления кондоминиумом случаями, когда кондоминиум включал в себя «не более четырех помещений, принадлежащих двум, трем или четырем различным домовладельцам». Можно считать, что оптимальное число собственников помещений в многоквартирном доме, при котором целесообразно использовать этот способ управления, на практике установлено: непосредственное управление многоквартирным домом, в котором помещения принадлежат более чем 20 различным собственникам, как правило, является тяжело реализуемым. Это объясняется рассредоточением множества видов составляющих деятельности по управлению многоквартирным домом (ч. 1 ст. 161 ЖК) среди нескольких исполнителей и трудностями оперативной выработки единой позиции собственников по различным взаимоувязанным вопросам, относящимся к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и предоставлению коммунальных услуг.
2. В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи при непосредственном управлении собственниками помещений на основании решения их общего собрания должны заключаться договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме с лицами, осуществляющими указанные виды деятельности. Такие договоры являются двусторонними, в них все или большинство собственников помещений в многоквартирном доме выступают в качестве одной стороны. Для признания любого из указанных договоров заключенным необходимо, чтобы число подписавших договор собственников помещений в многоквартирном доме превышало половину общего числа таких собственников. Нужно обратить внимание на то, что комментируемая норма не использует для признания этих договоров заключенными число голосов, принадлежащих собственникам, подписавшим каждый из указанных договоров.
3. Лицо, заключившее с собственниками помещений возмездный договор об оказании услуг по содержанию дома и (или) о выполнении работ по его ремонту, в зависимости от предмета договора должно квалифицироваться как подрядчик или исполнитель услуг. В то же время реализация способа непосредственного управления многоквартирным домом не исключает возможность привлечения профессионального управляющего, но уже не в статусе управляющей организации (признаком управляющей организации является заключение ею договора управления многоквартирным домом в соответствии со ст. 162 ЖК), а в статусе исполнителя самостоятельных услуг управления (в частности, услуг по оценке состояния дома, планированию содержания дома, оценке условий договоров с подрядчиками и ресурсоснабжающими организациями, контролю за выполнением условий таких договоров).
4. К отношениям по вышеназванным договорам применяются правила о договорах возмездного оказания услуг (гл. 39 ГК) и о договорах бытового подряда (§ 2 гл. 37 ГК), а также обязательные требования и технические регламенты, санитарные и технические нормы и правила, устанавливаемые на федеральном уровне (п. 6 ст. 2, п. 12 ч. 1 ст. 4, п. п. 2 и 17 ст. 12, п. 8 ст. 13, п. 9 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 17, ч. 1 ст. 156 ЖК и др.), а также Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491 (ч. 3 ст. 39 ЖК).
5. Часть 2 комментируемой статьи регулирует отношения по предоставлению коммунальных услуг. Договоры по поводу холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электро- и газоснабжения (в т.ч. поставки газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления) должны заключаться самостоятельно каждым собственником помещения от своего имени и за свой счет.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ договоры электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договоры продажи газа в баллонах и твердого топлива являются публичными договорами. Такие договоры должны заключаться коммерческими организациями с любым обратившимся к ресурсоснабжающей организации собственником помещения, проживающим в многоквартирном доме, на общем собрании собственников помещений в котором в установленном ЖК РФ порядке выбран способ непосредственного управления домом.
К отношениям по договорам электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также договорам продажи газа в баллонах и твердого топлива применяются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (ч. 1 ст. 157 ЖК).
6. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать в рамках способа непосредственного управления многоквартирным домом несколько путей реализации своего решения.
Во-первых, все текущие вопросы управления могут решаться на общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме.
Во-вторых, собственники помещений в многоквартирном доме могут распределить между собой текущие обязанности по управлению своим домом с обязательным принятием окончательных решений в рамках процедур проведения общих собраний собственников помещений, установленных гл. 6 ЖК РФ (ст. ст. 44 — 48).
В-третьих, названные собственники могут в соответствии с ч. 3 ст. 164 ЖК РФ выбрать одно управомоченное лицо из своего числа или пригласить иное лицо (не из числа собственников), которое вправе действовать в отношениях с третьими лицами от имени собственников помещений в многоквартирном доме.
7. При выборе в качестве управомоченного лица одного из собственников помещений в многоквартирном доме его полномочия будут основываться на решении общего собрания, отраженном в протоколе. Выдача такому лицу доверенности не требуется.
8. В случае привлечения собственниками помещений в многоквартирном доме управомоченного лица, не являющегося собственником помещения в этом доме, все или большинство собственников помещений в доме вправе выдать такому управомоченному лицу доверенность в простой письменной форме. Выдача такому стороннему лицу доверенности «от лица общего собрания» ЖК РФ не предусмотрена.
9. Лицо, которому собственники помещений в многоквартирном доме выдали письменную доверенность, не может считаться управляющим. Если собственники помещений хотят помимо выдачи доверенности уполномоченному лицу заключить с ним возмездные договоры, предметом которых будет выполнение обязательств, предусмотренных ст. 162 ЖК РФ, то для этого необходимо изменение способа управления многоквартирным домом. Для этого собственники помещений в многоквартирном доме вправе в любое время выбрать на общем собрании предусмотренный п. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления управляющей организацией (управляющим). Заключаемые после этого договоры должны соответствовать требованиям ЖК РФ к договорам управления, а само это лицо должно считаться управляющим.
Непосредственное управление домом что это такое
Правильная эксплуатация жилых зданий направлена на создание оптимальных условий жизни граждан. В настоящее время существуют специальные ответственные компании, предоставляющие свои услуги по управлению домом, однако, нередко качество этих услуг не соответствует нормам, что приводит к ухудшению качества жизни.
В связи с этим для жильцов многоквартирных домов предусмотрена возможность перехода на непосредственное управление многоквартирным домом (МКД). В публикации рассмотрены правовые нормы, регулирующие данную область жизнедеятельности, а также отражены правила перехода на форму непосредственного управления МКД и ключевые изменения в законах.
Что такое непосредственное управление многоквартирным домом
Прежде чем рассматривать нормативно-правовые аспекты, регулирующие представленную область общественной жизни, стоит узнать определение данного понятия. Непосредственный способ управления многоквартирным домом собственниками помещений это метод организации обеспечения дома всем необходимым, включая коммунальные услуги, силами владельцев жилья. Выбрать такую систему возможно только при помощи общего собрания жильцов, на котором обсуждаются ключевые моменты организации проживания в многоквартирном доме.
Если собственники добровольно выбирают подобный вариант, значит они самостоятельно подписывают договор с различными обслуживающим компаниями и самостоятельно отвечают за получение и оплату коммунальных услуг.
Нормативно-правовые акты
Теперь более подробно следует остановиться на нормативно-правовых актах, регулирующих вопрос непосредственного управления МКД. Основные принципы осуществления непосредственного управления МКД регулируются следующими документами:
- Минимальный перечень услуг и работ, который вышел в свет 3 апреля 2013 года No 290
- Постановление о правилах содержания и предоставления услуг от 3 апреля 2013 года
- Постановление о правилах управления МКД от 15 мая 2013 года No 416
- Статья No164 жилищного кодекса Российской Федерации «О непосредственном управлении МКД собственниками помещений в жилом доме»
Знание законов необходимо для правильного управления жильём с целью организации системы обеспечения многоквартирных домов. Подробную информацию о правах и обязанностях, а также о введении новых правовых условий для собственников при переходе на непосредственный способ управления многоквартирным домом можно получить в представленных выше нормативно-правовых актах.
Плюсы и минусы непосредственного управления многоквартирным домом
Прежде чем сделать выбор в пользу представленной системы управления МКД, стоит узнать все положительные и отрицательные стороны данного метода. К числу положительных моментов можно отнести следующие:
- Стоимость оплаты коммунальных услуг за содержание дома будет значительно меньше.
- Принятие решений происходит гораздо быстрее, поскольку от этого зависят комфортные условия проживания собственников жилья.
- Имеется возможность выбора организации, предоставляющей услуги. Жильцы могут самостоятельно выбрать наиболее подходящую компанию.
- Все средства покрывают только расходы на нужды жильцов. В случае с государственным обеспечением бюджет может распределяться между внутренними фондами организации.
Однако несмотря на представленные выгоды способ непосредственного управления многоквартирным домом имеет ряд своих недостатков, к числу которых относятся следующие:
- Отсутствие контроля за качеством предоставления услуг со стороны инспекторов жилищного надзора.
- Жильцам требуется тратить больше времени на выбор организации, предоставляющей услуги для МКД.
- При выборе непосредственного способа управления МКД собственники не могут получать помощь государства по вопросам обеспечения жилья.
Как перейти на форму непосредственного управления многоквартирным домом
Если вы изучили правовую базу и желаете внедрить подобную схему содержания жилья, стоит ознакомиться с процедурой перехода на представленный способ управления жильём. Организовать это достаточно легко, собственникам понадобится выполнить всего два условия:
- Необходимо изъявить собственное желание, чтобы перейти на форму непосредственного управления МКД
- Понадобится организовать общее собрание собственников с целью принятия решения о переходе на новую систему управления МКД
Согласно статье 161 жилищного кодекса РФ способ эксплуатации может быть утвержден или изменён только на общем собрании собственников.
Переход на НУ возможен только для тех домов, в которых насчитывается не более 30 квартир.
Это существенно ограничивает возможности большинства современных МКД выше 3 этажей. Более подробно о процедуре перехода на НУ мы расскажем дальше.
Инициативная группа.
Начинается организация с создания инициативной группы собственников, в которую входят наиболее активные жильцы дома. В их задачи входит создание условий для перехода на непосредственное управление, проведение общих собраний собственников и регулирование исполнения обязательств со стороны жильцов многоквартирного дома и организации, предоставляющей свои услуги для МКД.
Инициативная группа выполняет роль посредника между собственниками и подрядчиками. В связи с этим инициативную группу рекомендуется создавать из представителей разных подъездов, чтобы в полном объёме контролировать качество жилищных условий. Инициативную группу следует собирать с целью привлечения соседей к переходу на НУ, поскольку смена системы управления возможна только при наличии более половины голосов, поддерживающих новый режим. Выбор жильцов является добровольным, повлиять на него возможно только при помощи аргументов и доводов в пользу НУ.
Собрание собственников.
Для принятия новой формы управления следует провести собрание жильцов. Данное мероприятие организуется силами инициативной группы собственников. Жильцы оповещаются об организации общего собрания собственников. При этом инициативная группа обязана указать организатора собрания, дату и время проведения мероприятия. Помимо этого, на обсуждение обязательно выносится список конкретных вопросов, которые будут рассматриваться на собрании. К числу ключевых вопросов можно отнести следующие:
- Обоснованность перехода на НУ.
- Выбор лидера, который будет посредником между собственниками и подрядчиками.
- Выбор организаций, предоставляющих услуги для МКД.
В процессе проведения собрания составляется письменный протокол с указанием всех реквизитов, списка обсуждаемых вопросов на повестке дня, списка выступавших с обозначением докладов, а также подписи каждого участника собрания.
Как происходит распределение обязанностей между жильцами?
Не менее важным вопросом является распределение обязанностей между собственниками, проживающими в многоквартирном доме. Сделать это можно одним из следующих способов:
Наиболее простым вариантом является устное доведение информации до всех жильцов на собрании. При этом каждый собственник получает определенные задачи и обязанности, которые он будет выполнять на благо всех жильцов МКД. Однако несмотря на простоту данного способа у него есть значительный минус. В данном случае речь идёт о доверии жильцов, при котором они обязуются исполнять поставленные задачи, собственник не несёт ответственности за невыполнение обязательств.
Более сложным вариантом является вынесение вопросов относительно закрепления обязанностей на общее собрание. В таком случае обязанности каждого из участников будут официально зафиксированы в документе ОСС, что будет гарантировать их исполнение.
Рекомендуем ознакомиться с видеоматериалом.
Заключение индивидуальных и публичных договоров собственниками.
Заключение договора при переходе на НУ несколько сложнее в связи с необходимостью оформления документов для каждого жильца дома. Непосредственная эксплуатация позволяет свободно выбирать организацию, но при этом возникает сложность в составлении соответствующих документов. При таком раскладе каждый собственник обязан заключить договор и самостоятельно вносить плату за предоставление услуг.
Заключение договоров с исполнителями услуг.
Возможно заключить общий договор с исполнителем на имя одного собственника из инициативной группы. Для этого жильцам потребуется оформить доверенность на физическое лицо, которая позволит ему осуществлять платежи за предоставленные услуги соответствующей организации. Для заключения договора необходимо прикрепить следующие документы:
- Протокол собрания или его копию.
- Копию протокола с указанием ответственного лица.
- Технический паспорт на многоквартирный дом или его ксерокопию.
- Заявление, в котором прописана договоренность с РСО.
- Заявления о доверенности собственников на имя ответственного лица.
Предоставление коммунальных услуг при непосредственной эксплуатации МКД собственниками помещений.
После заключения всех необходимых договоров и подписания соответствующих документов организации, предоставляющие услуги для МКД несут полную ответственность за обеспечение жильцов дома. При этом собственники могут самостоятельно выбирать РСО и контролировать распределение оплат на оказанные коммунальные услуги. Данная система позволяет сэкономить бюджет и свободно выбирать лучшие варианты сотрудничества с коммунальщиками.
Образцы документов
Образец договора обслуживания МКД при непосредственном управлении
Образец протокола непосредственного управления многоквартирным домом
Минимальный перечень 290 при непосредственном управлении
В погоне за суперидеей (или лозунгом) о пополнении бюджета суды и органы государственного жилищного надзора (далее — ГЖН) давно утратили способность разрешать дела по справедливости и ставить во главу угла законность вынесенных решений. Не скажу огульно про всех представителей этих структур, но немалая часть подвержена этой «болезни». Этот вирус поглотил уже все отрасли нашей страны.
Думаю, каждый из них считает свою позицию основанной на законе. Но реально все совсем не так, как хочется думать последним. В причинах этого недуга разбираться не будем, думаю, в глубине души у каждого из них есть оправдание своим поступкам. Работать по закону было нелегко во все времена, а уж сейчас — сложнее во много раз. И запутанное, сложное, не всегда грамотно построенное законодательство часто позволяет его толковать по «внутреннему убеждению» как бог на душу положит.
В нашей статье в блоге в августе 2018 года уже обсуждали вопрос о том, что при непосредственном управлении многоквартирным домом (МКД) управляющие организации, по мнению судов, все равно несут тот же объем обязательств, как и по договору управления и внесении МКД в лицензию субъекта РФ за управляющей организацией (УО). Речь в ней шла об административной ответственности УО при непосредственном управлении МКД.
По факту, при непосредственном управлении управляющая организация подвергается административной ответственности аналогично тому, что и при ситуации, когда дом в лицензии. В первом случае ГЖН не производится проверка лицензионных требований (а проверка проводится в порядке жилищного надзора), и административная ответственность наступает по другой статье КоАП РФ (штрафы немного поменьше). Единственным положительным моментом является невозможность применения ст. 199 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ) об аннулировании лицензии УО, позволяющая лишить лицензии УО при повторных нарушениях лицензионных требований и неисполнении предписаний.
Согласно п. 1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
По сути, в Кодексе ничего более подробно не указано про заключение договора на содержание дома при непосредственном управлении. Но суды толкуют как хотят и при вынесении постановлений и решений по делам об административных правонарушениях фактически приравняли договор управления при способе управления управляющей организацией и договор на оказание услуг по содержанию дома при непосредственом управлении.
По логике судов, различий, кроме как в названии способа управления между этими договорами нет. И еще — лицензионные требования не действуют и договоры на поставку коммунальных услуг изначально «прямые» без всяких решений общего собрания. А в остальном — обязательства обслуживающих дом организаций — одинаковые для тех и других. Зачем же тогда вообще нужен непосредственный способ управления МКД, если различий особых суды не видят? Не думаю, что при принятии этих норм законодателем именно так предполагалось толкование их в Кодексе, как перевернули это суды в правоприменительной практике.
В силу п. 2.1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 16 Правил содержание имущества многоквартирного дома, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491 от 13.06.2006 г. (далее — Правила 491) надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается также:
а) собственниками помещений:
путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса РФ;
путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса РФ.
Согласно пункту 42 Правил 491 управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Пунктом 11(1) Правил 491 установлено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из совокупного анализа вышеуказанных норм как раз и следует, что при заключении договора на выполнение работ по техническому обслуживанию МКД при непосредственном управлении обслуживающая организация должна выполнять работы в соответствии с Правилами 491, минимальным перечнем работ и иными НПА, регулирующими требования к надлежащему содержанию МКД. Однако данные правила применяются в том случае, если сторонами в договоре согласованы эти конкретные работы. Но так считают не все судьи.
Постановление 2ААС от 22 января 2019 г. по делу № А17-7227/2018: «…В соответствии со статьей 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена названным кодексом, законом или добровольно принятым обязательством. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
Подпунктом «а» пункта 16 Правил № 491 определено, что надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений: путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией — в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), — в соответствии со статьей 164 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).
Исходя из сказанного, законодатель в пунктах 4 и 6 статьи 148 Жилищного кодекса Российской Федерации, в подпункте «а» пункта 16 Правил N 491 проводит разграничение между договором управления и договором оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту.
В договоре оказания услуг работы выполняются в соответствии с тем перечнем и объемом, что согласован между сторонами; в случае необходимости стороны согласовывают дополнительный объем за дополнительную плату; периодичность (график) работ устанавливается по усмотрению подрядчика, если иное не указано в договоре.
Из материалов дела следует, что собственники многоквартирного дома № 17 деревня Юдинка Родниковского района Ивановской области в соответствии с положениями статьи 161 ЖК РФ на общем собрании от 05.05.2015 выбрали способ управления общим имуществом дома «непосредственное управление» 100% голосов, о чем свидетельствуют данные Протокола общего собрания от 05.05.2015.
На общем собрании собственники жилых помещений приняли решение о заключении договора с ООО «Энергетик» на выполнение согласованных с собственниками дома за плату работ и услуг по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» (вместе с «Правилами оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме») утверждены минимальный Перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Перечень 290) и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее — Правила 491).
В соответствии с пунктом 7 Перечня 290 в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов по проверке и при необходимости очистке кровли от скопления снега и наледи.
Вместе с тем, согласно подпункту «г» пункта 2 Правил перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный Перечень услуг и работ, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в договоре оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме — в случае, предусмотренном частью 1.1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации.
При заключении договора между ООО «Энергетик» и собственниками помещений МКД от 01.05.2015 в соответствии с пунктом 17 Правил содержания общего имущества собственники помещений утвердили на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования (Приложение № 3 к договору на содержание и техническое обслуживание МКД).
Из содержания данного договора на оказание услуг не следует, что в нем отражена и согласована такая услуга, как проверка и при необходимости очистка кровли от скопления снега и наледи. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, указанным договором на ответчика не была возложена обязанность по проверке и при необходимости очистке кровли от скопления снега и наледи. Заявок от жителей дома на проведение очистки крыши от снега в период с 01.01.2018 по 30.04.2018 в ООО «Энергетик» не поступало.
Также апелляционный суд принимает во внимание, что постановлением от 22.06.2018 № 11.1-Пс/025-2018 прекращено производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава правонарушения по факту причинения ущерба имуществу в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей на основании протокола об административном правонарушении от 25.05.2018 N 37А 139208/181900953 ПНД МО МВД России «Родниковский», переданное для рассмотрения в Центральное Управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору г. Иваново (Ростехнадзор) в отношении Листрова А.А. как генерального директора ООО «Энергетик». Данное постановление в установленном законом порядке не признано недействительным и не отменено.
Иных доказательств наличия вины ответчика, противоправности его поведения и наличии причинно-следственной связи между действиями ответчика и возможными убытками истца, в материалы дела не имеется. При таких обстоятельствах основания для взыскания с ответчика ущерба документально не подтверждены».
Замечательное решение суда, когда судом правильно расставлены акценты и применены нормы жилищного законодательства, чего не скажешь о делах по привлечению к административной ответственности, когда суды всех гребут под одну гребенку: и при непосредственном управлении, и при способе управления управляющей организацией по договору управления. Во многом еще, думаю, сыграло роль в этом деле и прекращенное производство по административному правонарушению.
Постановление 14ААС от 11 сентября 2018 г. по делу № А05-5166/2018: «…Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом может обеспечиваться собственниками помещений, в частности путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), в соответствии со статьей 164 ЖК РФ (пункт 16 Правил № 491).
Пунктом 42 названных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств, и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В свою очередь требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами № 170, которые являются обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
…Следовательно, Общество, выступая в рассматриваемых отношениях обслуживающей организацией, является ответственным за содержание и ремонт указанного выше многоквартирного дома и в силу этого обязано исполнять требования Правил № 491, Минимального перечня, проводить ремонт общего имущества в многоквартирном доме, устранять обнаруженные неисправности (дефекты) общего имущества в многоквартирном доме и (или) принимать меры для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям.
Следовательно, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что заявитель как лицо, ответственное за содержание и ремонт жилого многоквартирного дома, является субъектом правонарушения, предусмотренного статьей 7.22 КоАП РФ».
Постановление 17ААС от 20 марта 2019 г. № 17АП-1931/2019-АК по делу А50-31098/2018: «…Как правильно указал суд первой инстанции, из содержания заключенных заявителем с собственниками помещений спорных многоквартирных домов следует, что заявитель ответственен за содержание общего имущества указанных многоквартирных домов, а не за проведение выборочных работ по договору.
Заключая данные договоры, заявитель принял на себя обязательство по выполнению всего комплекса работ по содержанию и текущему ремонту, предусмотренного законодательством Российской Федерации.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, отсутствие указаний в договорах от 01.08.2017 и 15.11.2017 на работы, выполнение которых необходимо для исполнения оспариваемого предписания, не освобождает заявителя от исполнения предусмотренной законом обязанности по содержанию общего имущества в многоквартирном доме при необходимости выполнения работ в целях обеспечения соблюдения характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических и юридических лиц.
Апелляционный суд отмечает, что в договорах от 01.08.2017 и 15.11.2017, заключенных заявителем и собственниками МКД, отсутствуют положения об установлении обязанности собственников от своего имени заключать договор на обслуживание и ремонт внутридомового газового оборудования, его технического диагностирования».
Таким образом, как всегда «политика двойных стандартов» в решениях судов нашей страны цветет и пахнет, и не всегда справедливостью, честностью и законностью при их вынесении. То есть, справедливы суды всегда только к надзорным органам, а не вообще в принципе, как написано во всех процессуальных законах и нашей Конституции. Как говорится, все равны перед законом, но некоторые ровнее.
Так что, если это спор в суде по обжалованию предписаний или привлечения организации, обслуживающий дом при непосредственном управлении, к административной ответственности, для судов ровнее всегда надзорные органы, впрочем, как практически всегда в последние 5-8 лет. И в этих случаях на обслуживающую дом организацию повесят все обязательства: и Правила 491, и Минимальный перечень, и все остальное.
А если эта организация спорит, например, с другим юридическим лицом о возмещении ущерба, как в первом приведенном решении, то суд может снизойти и до того по своему «внутреннему убеждению» правильно применить нормы закона и учесть условия заключенного договора. А также прекрасно, оказывается, суд может буквально толковать закон, вспомнив Пленумы и нужные судебные решения Верховного суда РФ, на основании которых как раз и определяют объем обязанностей обслуживающей организации при непосредственном способе управления.
С уважением, Ильмира Носик.
Компания «Бурмистр.ру» продолжает принимать заявки на участие в Слете. Более подробная информация по ссылке.
Обсудить статью и задать вопросы можно на нашем форуме или же воспользуйтесь формой ниже.
изменения, плюсы и минусы, порядок перехода
Согласно Жилищному кодексу РФ, управление многоквартирным домом необходимо для того, чтобы создавать комфортные и безопасные условия для проживания граждан, решать вопросы использования общего имущества, обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций. Этим обычно занимаются специальные организации. Но ЖК РФ предусмотрено также непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений, значение которого отражено в названии – владельцы квартир самостоятельно управляют своим домом. Разберем, чем хорош такой способ и есть ли у него недостатки.
Сколько квартир должно быть в доме для его полной самостоятельности
ЖК РФ предлагает три формы управления многоквартирными домами (далее по тексту – МКД):
- Руководство общим имуществом и прилегающей территорией обеспечивает управляющая компания (УК), имеющая соответствующую лицензию на осуществление подобного рода деятельности.
- Создание товарищества собственников жилья (ТСЖ).
- Непосредственное управление общим имуществом собственниками помещений МКД, без привлечения сторонних организаций (ст. 164 ЖК РФ).
Способ управления определяется исключительно по выбору владельцев помещений в МКД. Решение принимается на собрании простым большинством голосов – 51%. При этом замена одной формы правления на другую может происходить в любое время.
Но есть очень важный нюанс – ЖК РФ установлено, что воспользоваться непосредственным управлением вправе собственники тех домов, число квартир в которых не превышает 30.
Изменения в этом вопросе к 2020 году отсутствуют – несмотря на то, что установленное ограничение по числу квартир нарушает права владельцев помещений, количество которых более 30.
К общему имуществу МКД относятся:
- Земельный участок под МКД.
- Места общего пользования: лестницы, лестничные проемы, чердаки, технические этажи, лифты, коридоры – иными словами, те помещения, которые не являются квартирами и предназначены для обслуживания помещений данного дома, в том числе подвалы, в которых находятся инженерные коммуникации.
- Плиты, перекрытия, окна, двери.
Какие задачи становятся перед собственниками помещений, решившимися взять полное управление домом в свои руки:
- Обслуживание общих помещений.
- Текущие ремонты помещений МКД.
- Уход за придомовой территорией.
- Распределение денежных средств.
При этом текущие ремонты и благоустройство территории собственники либо осуществляют своими силами, либо привлекают подрядчиков.
Порядок перехода на непосредственное управление МКД
Как правило, все организационные моменты берет на себя инициативная группа особо активных владельцев помещений в МКД.
Порядок перехода:
- Оповещение собственников о дате и месте проведения собрания. Обозначение цели.
- День собрания, голосование. Закрепление результатов в виде протокола. Выбор председателя, обсуждение насущных вопросов.
- В течение 5 дней после проведения собрания выбранный представитель направляет уведомление о принятом на собрании решении:
- Организации, которая ранее занималась управлением домом;
- В органы, уполномоченные на ведение муниципального жилищного контроля.
Уведомление также должно содержать сведения о представителе интересов собственников помещений МКД.
Как заключаются договора с обслуживающими организациями
Договор с поставщиками ресурсов газо-электро-тепло-водоснабжения оформляется между юридическим лицом (держателем ресурсов) и физическим лицом – собственником квартиры.
Таким образом, владельцы квартир либо в индивидуальном порядке заключают договора с каждым поставщиком, либо делегируют свои полномочия одному официальному представителю, который действует от имени и в интересах остальных собственников квартир МКД.
Если в течение года после выбора непосредственной формы управления собственники не заключили договора, считается, что их руководство не состоялось. Владельцы помещений будут лишены собственного управления, администрация объявит конкурс на выбор управляющей компании.
Стоит ли управлять многоквартирным домом самостоятельно
Мы выделили некоторые особенности управления в виде наглядной таблицы, чтобы вы могли взвесить все «за» и «против» и решить, подходит вам такая форма управления или нет.
Таблица преимуществ и недостатков при непосредственном управлении МКД:
Плюсы | Минусы |
К несомненным преимуществам можно отнести некоторую экономию средств, которая образуется за счет отсутствия управленческого аппарата. Однако нельзя забывать, что избавиться от всех расходов не удастся: оплата услуг дворников, ремонтников, сантехников. Тем не менее, трата средств на коммунальные услуги в соответствии и на заработную плату приглашенных мастеров, способствуют рациональному расходованию средств. | При непосредственном управлении МКД теряется возможность получения социальных программ: например, обустройства детской площадки. Потеряют собственники квартир и право на материальную поддержку при капитальном ремонте. Также эта форма управления не предполагает контроль жилищных инспекторов. Больше самостоятельности, но и ответственности в разы больше. |
Владельцы квартир не несут ответственность за лицо, не оплачивающее коммунальные счета. Поставщик услуг имеет право взыскать долг непосредственно с должника, что не затрагивает интересы остальных жителей. | Если возникает необходимость в каких-либо улучшениях, а часть собственников квартир отказалась принимать в них участие, то расходы ложатся на плечи только заинтересованных лиц. Если иное не предусмотрено решением общего собрания, разумеется. |
Личная заинтересованность в выгодных договорах, ценах, добросовестных подрядчиках, комфортных условиях, максимально прозрачные управленческие и денежные схемы – чем не преимущество? | Управление будет отнимать много личного времени у инициативной группы или председателя. А он, кстати, наверняка должен будет выполнять свои обязанности без вознаграждения. Трудности при ведении документации и отчетности. |
Все собранные средства тратятся на обслуживание общего имущества одного МКД. В то время как УК распределяет деньги между всеми домами, которыми управляет. | Решать проблемы с поставщиками, подрядчиками придется без какой-либо помощи извне. Также возможно не достижение соглашения по тем или иным вопросам между самими собственниками. Наличие существенных разногласий усложнит процесс непосредственного управления. |
Подведем итоги
При непосредственном управлении МКД собранием собственников выбирается ответственное лицо, которое представляет интересы остальных жильцов при заключении договоров с поставщиками коммунальных ресурсов, а также при решении других важных задач. Деятельность представителя контролируют собственники помещений МКД. Все проблемы и вопросы выносятся на общее обсуждение. Данная форма управления имеет свои преимущества и недостатки.
что это такое, плюсы и минусы
Непосредственное управление многоквартирным домом – одна из форм выполнения управленческой деятельности всеми обладателями квартир в многоэтажках, характеризующаяся отказом от услуг управляющих компаний или создания товарищества собственников. Суть такой формы управления заключается в том, что жильцы сами решает текущие вопросы в отношении своего дома. Однако, как любая форма, самостоятельное управление имеет свои достоинства, нюансы и недостатки.
Общие понятия
Законодательство возлагает на обладателей жилплощади некоторые обязательства. В их число входит поддержание достойного состояния не только своей собственности, но и общедомовых владений. Правильное управление многоэтажным домом в первую очередь нужно для поддержания порядка в инженерных конструкциях. Выплаты, получаемые от собственников жилищ, распределяются на:
- создание комфортабельных условий;
- наведение чистоты;
- предупреждения порчи собственности;
- выполнение коммунальных функций и задач;
- восстановительные и ремонтные работы;
- соблюдения требований, предъявляемых к МКД (санитарных, пожарных и т.д.).
Российское жилищное законодательство предоставляет собственникам жилищ на выбор три формы управления многоэтажкой:
- через товарищество собственников недвижимости;
- посредством получения услуг от управляющих организаций;
- непосредственное (самостоятельное) управление.
Первые две формы характеризуются присутствием посредников (ТСН, УК). При самостоятельном управлении обладатели напрямую без участия каких-либо организаций решают вопросы, касающиеся дома в котором они проживают.
Для выбора той или иной формы, собственникам необходимо провести собрание, на котором методом голосования решится данный вопрос. Решение должно быть отражено в официальном акте – протоколе собрания. Этим же путем можно в будущем изменить ранее выбранный способ. Если ранее, чтобы вопрос считался решенным, было необходимо 2/3 голосов владельцев, то теперь достаточно 50% и еще одного голоса.
Отличие непосредственного управления от других форм
Отличительная особенность такой формы выражается в самом ее понятии – собственники уполномочены разрешать все проблемы многоэтажного здания напрямую в обход различных представителей и посредников. Общие владения жильцов находятся под непосредственным контролем владельцев.
Общедомовой принято считать следующую собственность:
- Площади общего пользования (лестничные площадки, лифты, тамбуры и коридоры, кладовые помещения, мусоропроводные конструкции).
- Фундамент (в том числе земля под ним) и подвалы.
- Перекрытия, дверные и оконные проемы.
- Чердаки и крыши.
- Придомовая площадь (детские или спортивные площадки, автостоянки, места отдыха жильцов).
Любая проблема, касающаяся содержания вышеперечисленных территории решается путем собрания владельцев. Каждый хозяин жилплощади в доме имеет право предложить собственный вариант разрешения, который будет вынесен на рассмотрение. Договорившись о способе устранения проблемы, владельцы также выбирают одного или нескольких жильцов, уполномоченных исполнить поручение. Также может быть выбран исполнитель (например, организация) для выполнения работ. Тогда владельцы выступят в качестве заказчиков. С исполнителем заключается соглашение.
При решении коммунальных задач для отдельного жилища, договор с исполнителем или поставщиком заключает сам хозяин помещения лично.
Варианты разрешения текущих проблем могут избираться только коллективным способом, с учетом пожеланий всех обладателей квартир. Собрания должны проводиться минимум один раз в год. Существуют варианты как очных (встречи) так и заочных (опрос) голосований.
Варианты управления
Для рациональной и оперативной управленческой деятельности собственники выбирают один из следующих способов:
- вопросы разрешаются только коллективно – в управлении принимает участие каждый обладатель жилья, все соглашения с подрядчиками и специалистами подписываются большинством проживающих;
- выбор представителя – из числа жильцов выбирается правомочный человек, который представляет в дальнейшем интересы всего МКД;
- привлечение постороннего человека – владельцы могут нанять поверенного гражданина, не являющегося владельцем помещений в доме, он будет исполнять представительские и управленческие функции по доверенности.
Любой выбор проживающих оформляется документально, посредством протокола.
Однако самостоятельное управление возможно только в тех МКД, в состав которых входит максимум 30 квартир (ст. 161 ЖК РФ). Наличие большего количества жилищ, обязывает собственников заключить соглашение управляющим органом либо создать ТСН (Ж).
Положительные и отрицательные стороны
Если многоквартирное здание соответствует законодательным требованиям (максимум 30 жилищ), для него может быть выбрано самостоятельное управление владельцами квартир. Самостоятельное содержание дома имеет свои достоинства и подводные камни.
Положительные стороны самостоятельности собственников:
- Расходы на содержание многоэтажки существенно снижаются из-за отказа от услуг ЖКХ, а также отсутствия оплаты деятельности посредников.
- Вопросы решаются быстро, в связи с заинтересованностью обладателей жилищ в комфортабельной обстановке.
- Инициаторами и контролерами выступают сами хозяева помещений. В их интересах качественное и наиболее быстрое выполнение мероприятий, связанных с обслуживанием многоэтажки, поэтому выбираются лучшие исполнители.
- Средства, получаемые от владельцев, идут на финансирование содержания конкретного МКД.
Отрицательные стороны самостоятельности:
- Отсутствие контроля за деятельностью собственников и состоянием МКД.
- Если недобросовестные хозяева не исполняют возложенные на них задачи и дом придет в упадок, государственные органы откажут в помощи.
- Самостоятельное управление многоэтажкой отнимает время у всех жильцов, так как требует большого внимания.
Начало перехода на непосредственный управленческий вариант зависит только от инициативы самих владельцев. Для активных собственников, готовых потратить собственное время на нужды дома, такой способ является наиболее удачным. Если же обладатели квартир занимают пассивную позицию по отношению к многоэтажке, в которой живут, самым простым вариантом будет являться соглашений с управляющим органом либо создание ТСН.
Порядок перехода на новую форму
Переход на непосредственное управление многоквартирным домом – достаточно простая, с точки зрения оформления, процедура. Сложнее всего собрать всех владельцев, а главное донести до них преимущества перевода на новую форму.
Процесс перехода сводится к прохождению трех стадий:
- Инициативная группа – инициаторы перехода (один либо несколько обладателей квартир) на новую управленческую форму должны выполнить следующие задачи:
- подготовить план перевода и последующих действий;
- уведомить жильцов о намечающемся переводе дома;
- предоставить остальным владельцам информацию о планах;
- провести опрос на предмет согласия собственников на изменения;
- согласовать дату и место сбора владельцев.
Обычно группа инициаторов состоит от 3 до 5 собственников. Для группы нет необходимости в регистрации или какого-либо оформления. Ее главная функция – определить отношение проживающих к намечающимся переменам.
Приглашение на встречу владельцем можно разместить в подъезде, на информационной доске либо передать жильцам лично не позднее 3 дней до проведения мероприятия.
- Встреча собственников – проводится для решения основных вопросов, касающихся МКД. К ним относятся:
- сам переход, есть ли в нем необходимость, заинтересованы ли собственники;
- кто из жильцов примет ответственность за управление;
- выбор председателя (главы) и Совета многоэтажки;
- вопросы, касающиеся оформления и условий соглашений с обслуживающими фирмами.
Первая встреча должна проводиться очным способом. На ней должны присутствовать более половины обладателей жилья. Объявляется причина сбора, затем происходит непосредственное голосование, итог которого, оформляется документально в протоколе.
Если собрать владельцев не удалось, можно провести процедуру заочного принятия решения. Для этого собственникам предоставляются бюллетени-опросники, на которых следует выразить свое отношение и переменам управленческой формы.
- Оформление и подписание договоров с обслуживающей фирмой. Такую организацию нанимают собственники для выполнения деятельности по содержанию многоэтажки. Контракт подписывается самими владельцами или их доверенным.
Некоторые задачи по содержанию здания могут выполнять сами обладатели жилья. Однако такие функции как утилизация мусора, ремонт общедомовых конструкций должны исполняться компетентными службами.
Оформление договора
Для начала сотрудничества с обслуживающими фирмами требуется составить соглашение. Для его оформления необходимо предоставить:
- решение хозяев жилищ МКД, отраженное в протоколе;
- личный документ представителя;
- доверенность;
- технические бумаги многоэтажки;
- иную документацию по требованию подрядчика.
Кроме того, каждый собственник должен самостоятельно позаботиться о заключении контракта на предоставление в его жилище воды, газа, тепла и света. Отсутствие контракта с подрядчиками или обслуживающими фирмами станет причиной недействительности перехода на непосредственное управление. В таком случае для многоквартирного здания принудительно назначат управляющую организацию.
Любая форма домоуправления имеет как положительные, так и отрицательные стороны. В некоторых ситуациях выбранный способ в полной мере устраивает проживающих, в других случаях вызывает только негатив. Выбирая управленческую форму необходимо основываться на предпочтениях большинства владельцев, изучить все нюансы и подводные камни, сопровождающие каждый из вариантов.
Если у Вас остались вопросы, Вы можете их задать бесплатно юристам компании в форме, представленной ниже. Ответ компетентного специалиста поможет вам принять верное решение.
Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками
Энциклопедия МИП » Жилищное право » ТСЖ и ЖСК » Непосредственное управление многоквартирным домом собственникамиЭто один из ключевых механизмов структурирования общежития граждан, который регулируется ст. 164 ЖК РФ.
Управление многоквартирными домами может осуществляться несколькими способами: непосредственно собственниками жилых помещений, посредством заключения договоров с УК, управление при создании ТСЖ. Каждый из указанных способов имеет как свои преимущества, так и недостатки. В чем же состоят плюсы, когда собственники предпочитают непосредственное управление?
Особенности управления малоквартирным домом, в котором меньше 12 квартир
Непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений – это один из ключевых механизмов структурирования общежития граждан, который регулируется ст. 164 ЖК РФ. При этом утверждение подобного правового механизма происходит на общем собрании владельцев жилья в сооружениях многоквартирного типа.
Если обратиться к практике, то непосредственное управление собственниками жилья находит свое воплощение в большей степени в сельской местности, где как таковая серьезная многоквартирная застройка отсутствует. А если подобные сооружения и возведены, то количество помещений в них редко превышает 12 жилых квартир.
В подобных ситуациях от собственников жилых помещений не требуется заключать дополнительный договор со сторонними подрядчиками, которые будут осуществлять весь спектр услуг по содержанию и ремонту жилья.
Но в том случае, если в многоквартирном доме насчитывается более 12 квартир, то усложняется сама процедура принятия решения, даже если осуществляется непосредственное управление. В частности, чтобы одобрить решение необходимо собрать более 50 % голосов всех владельцев жилья. Только в этом случае подобные решения будут носить легитимный характер.
Заключение договоров с исполнителями услуг
Чтобы непосредственное управление собственниками жилья было воплощено на практике, согласно законодательным актам, требуется заключить договор с компаниями-подрядчиками, которые будут оказывать весь спектр услуг, направленных на содержание и ремонт недвижимого имущества. Это является одним из самых важных этапов, потому что, если договор не будет заключен, то напрашивается вывод сам собой – выбранный способ для управления жильем не оправдывает надежд всех без исключения владельцев жилых помещений в сооружениях многоквартирного типа.
Кроме того, если договор не будет подписан, то это будет прямым нарушением законодательства РФ. Так как правила и способы содержания недвижимого имущества, а также порядок проведения ремонта закрепляются Постановлением Правительства РФ под № 491. Иными словами, заключение договоров — это одно из ключевых требований законодателя, чтобы собственники могли осуществлять непосредственное управление жильем.
Предоставление коммунальных услуг при непосредственном управлении МКД собственниками помещений
Другим важным этапом, если осуществляется непосредственное управление собственниками жилых квартир, является заключение ресурсоснабжающих договоров. В частности, данная необходимость регламентируется Постановлением Правительства РФ под № 354. В данном нормативно-правовом акте содержатся основополагающие правила о том, как и в каком объеме должны поставляться коммунальные услуги от подрядчиков, если с ними заключен договор от лица собственников жилья при непосредственном управлении многоквартирными постройками.
Ключевая особенность ресурсоснабжающих компаний – предоставлять потребителям весь спектр коммунальных услуг в должном объеме и приемлемом качестве.
Если наблюдаются какие-либо перебои в электро-, газо-, водоснабжении, то ответственность за подобную халатность несет именно подрядчик коммунальных услуг, с которым заключен официальный договор от имени собственников жилья.
Кроме того, в Правилах содержания общего имущества в многоквартирном доме, а именно в пункте 42, указано, что лица, которые ответственны за поставку коммунальных услуг и иных ресурсов, несут непосредственную ответственность перед собственниками жилья, а если не будет осуществлена полноценная поставка полного спектра услуг, то лица будут отвечать перед законом РФ.
Отождествление договоров подряда и возмездного оказания услуг с договором управления
Предоставление тех или иных услуг со стороны подрядчиков могут осуществляться на различных основаниях. Иными словами, в каждом конкретном случае заключается уникальный договор, который содержит основные условия и порядок подобных действий со стороны ресурсоснабжающей компании.
Но, несмотря на это, в большинстве случаев собственники отождествляют между собой договор подряда и договор возмездного оказания услуг, что является серьезной ошибкой.
Указанные типы договоров имеют ключевые отличия, которые в первую очередь заключены в предмете самого соглашения между участниками. В случае возникновения судебных разбирательств, даже если подрядчик должен понести ответственность, суд может принять решение не в пользу собственников. Это связано с тем, что договор не будет содержать исчерпывающей информации о предмете соглашения, поэтому и трактовать документ можно в любом виде.
Таким образом, следует сделать вывод о том, что отождествление договоров может стать детерминантой принятия судом решения не в пользу собственников многоквартирного дома, оспорить которое практически невозможно.
Заключение индивидуальных и публичных договоров собственниками
На собственников жилья в многоквартирных постройках возлагается обязанность заключать как индивидуальные, так и публичные договора при непосредственном управлении в подобных помещениях. В частности, данный вопрос затронут в ст. 162 ЖК РФ.
Индивидуальный договор собственника жилья в многоквартирном доме имеет типовую форму своего воплощения.
Он заключается между двумя сторонами соглашения: управляющей компанией или же ресурсоснабжающей компанией и непосредственным владельцем жилых помещений. Направлен подобный договор на обеспечение безопасности и комфорта проживания физлиц на территории постройки и пр.
Ключевое условие, чтобы был заключен публичный договор собственниками жилья, — это присутствие второй стороны соглашения в виде коммерческой организации. Определение того, что представляет собой публичный договор, дано в ГК РФ, а именно ст. 426. Что касается законодательного порядка оформления такого типа договора, то он регламентирован ст. 445 указанного Кодекса.
Принятие решений и управляющий многоквартирного дома
Из-за того, что управляющей структурой постройки многоквартирного типа при непосредственном управлении владельцами жилых квартир признается общее собрание собственников недвижимости, то и полномочие по принятию решений возлагается на этот орган. Если обратиться к ст. 161.1 ЖК РФ, то в этой правовой норме указано, что собственники должны избрать Совет многоквартирного дома, в состав которого войдут сами владельцы жилья.
Следует отметить, что данный орган не подлежит государственной регистрации в органах МСУ или же иной структуре.
При этом количество лиц, которые будут входить в управляющий орган, устанавливается на общем собрании собственников. Из общего числа участников Совета выбирается уполномоченное лицо, которое и считается управляющим многоквартирного дома.
Главное полномочие Совета состоит не только в вынесении вопросов на общее собрание собственников, которые касаются ремонта, содержания, правил и распорядка пользования коллективным имуществом, но и в принятии решений, на основании высказанных пожеланий владельцев квартир.
Прямое управление ▷ Русский перевод
прямого контроля (25) непосредственный контроль (23) прямой контроль (20) непосредственного контроля (15) непосредственным контролем (12)
,direct control — Перевод на французский — примеры английский
Предложения: под прямым контролемЭти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
Встроенный индикатор отключения звука, прямое управление без уникального адреса AS-i.
Интенсивное световое излучение, возможность command directe sans adresse AS-i propre.топливная форсунка с гидравлическим приводом и игольчатым клапаном прямого действия
Injecteur de carburant à commande hydraulique, doté d’un pointeau à commande directeМинистр финансов имеет прямой контроль над ним .
Тем самым Украина устанавливает прямой контроль над ядерным оружием.
Нет прямой контроль за окончательным содержанием статьи или освещением в СМИ
Эти реформы должны быть сосредоточены на предоставлении фермерам прямого контроля над своей организацией, которую они финансируют.
Эта форма действительно необходима для предоставления дополнительных услуг в области сельского хозяйства Управляющего директора , которая не является финансовым учреждением для организации.Это дает Украине прямой контроль над ядерным вооружением .
Les armes nucléaires en question se Trouvent ainsi sous le contrôle direct de l’Ukraine.Ни одна группа не имеет прямого контроля над этими переменными.
Это дало этим религиям прямой контроль над вами .
9.21 Правительство имеет более прямой контроль над своей внутренней деятельностью.
9.21 Le gouvernement a un contrôle direct plus grand sur ses opérations internes.Lucketts Travel обеспечивает достижение стандартов обучения за счет прямого контроля директорами.
Lucketts Travel гарантирует, что вы получите нормальную работу по проезду по адресу , который контролирует прямой номер для руководителей.Он позволяет напрямую контролировать уровня яркости ноутбука, чтобы продлить срок службы батареи.
Эта технология предлагает control direct du niveau de luminosité de l’ordinateur Portable Permettant de l’autonomie sur batterie.Организованная преступность в Канаде повсюду, поскольку она прямо контролирует рынок незаконных наркотиков.
Преступная организация является частью Канады, в которой действует прямой контроль на марше преступных группировок.Ускорение может выполняться с помощью прямого управления или по запросу оператора.
Les accélérations peuvent être exécutées par une commande directe ou par l’action d’un opérateur.Но у него нет прямого контроля над тем, что приносят эти налоги, и он не может в одностороннем порядке вернуть налоговые баллы.
Mais il n’a aucun contrôle direct sur le rendement des impôts, et il ne peut recupérer les points d’impôt d’une façon unilatérale.вертикально интегрированные компании сосредоточены на прямом контроле стратегических звеньев цепочки создания стоимости.
Les sociétés à intégration verticale mettent l’accent sur le contrôle direct des party stratégiques de la chaîne de valeur.CISTI не имеет прямого контроля над функционированием самой системы.
исследования проводятся под непосредственным контролем самих отраслей.
Исследования, проводимые с помощью control direct des industries elles-mêmes.Следовательно, конференции не могут осуществлять прямой контроль над организацией, которая управляет их финансовыми механизмами.
Les Conférences des Party n’exercent donc pas de contrôle direct sur l’organisme responsable du fonctionnement de leur mécanisme de financialment.Эти стороны являются независимыми поставщиками, над которыми Pinocchio Hotel не имеет прямого контроля .
Ces party sont indépendantes et L’hôtel Pinocchio n’a aucun contrôle direct sur celles ci. ,direct control — Перевод на португальский — примеры английский
Предложения: под прямым контролемЭти примеры могут содержать грубые слова на основании вашего поиска.
Эти примеры могут содержать разговорные слова, основанные на вашем поиске.
У меня еще есть схема прямого управления …
Будущее, потому что это единственное, над чем у вас есть прямой контроль и .
Этот сектор находится под прямым контролем Обсидианового Ордена, и вы не войдете в него.
Aquele setor está sob controlo direto da Ordem Obsidiana e não entrarão lá.Леопольд I, который как наследник мужского пола стал преемником Сигизмунда Франциска, получил прямой контроль над правительством Дальней Австрии и Тироля.
О император Леопольдо I, в эпоху мужского мужского пола, находящегося в подчинении Сигизмунду Франсиско, до , контролирующего направление в Австрии и до Кондадо-ду-Тироль.губернаторов областей прямо контролируют своих территорий.
Os Governadores regionais têm agora или controlo directo sobre os seus Territórios.Земная специальная разведка находится под прямым контролем президента Кларка .
Os Serviços Secretos Especiais Terrestres estão sob controlo directo do Presidente Clark.Нанесите Controler direct control на обрабатываемую область.
Любое событие, над которым у нас нет прямого контроля .
Реакционная и паразитическая венесуэльская олигархия никогда не соглашалась с тем, что они больше не имели прямого контроля над правительством.
Reacionária oligarquia e parasitária venezuelana nunca aceitou que já não tinha o controle direto sobre o Governo.Наконец, его успеху способствовали обстоятельства, выходящие за рамки прямого контроля Японии .
Por último, as circunstâncias por trás do controle direto do Japão contribuíram para seu sucesso.Более поздние римские стоики сосредоточились на продвижении жизни в гармонии во вселенной, над которой никто не имеет прямого контроля .
Estoicos posteriores, da época do Império Romano, focaram o aspecto da promoção de uma vida em harmony com o universo, sobre o qual não se tem controle direto .892-902) повторно утвердил прямой контроль над приграничными регионами.
Контроллеры EHouse позволяют напрямую управлять стандартным инфракрасным пультом дистанционного управления Sony.
Controladores Ehouse позволяет контролировать удаленного управления Sony.ESAs, участвующие в прямом управлении транспортных средств , обычно получают одобрение типа совместно с изготовителем транспортного средства.
Os SCE envolvidos no controlo directo dos veículos recberão normalmente a Recepção em Congunto com um fabricante de veículo.Для команд трасса и метеорологические условия находятся вне их прямого контроля .
Para as equipes, pista e condições meteorológicas estão fora de seu controle direto .Правовая оговорка: BackgammonMasters не несет ответственности за какие-либо события, выходящие за пределы нашего прямого контроля .
Aviso legal: BackgammonMasters não asumirá a responsabilidade para nenhum evento além dos que estão sob nosso controle direto .Я предлагаю передать этой организации прямого управления ворот, вступив в силу немедленно.
Eu proponho … que se dê a esta organação … o controle direto sobre o Portal, com efeito imediato.Кроме того, InjectMan 4 является идеальным микроманипулятором для всех сложных приложений, требующих режима динамического движения и прямого управления процессом впрыска с помощью кнопки джойстика.
Все, что вам нужно, о InjectMan 4 — это микроманипуляторы, которые идеально подходят для использования в качестве сложных приложений, которые используются в моде динамического движения и , а затем управляют процессами ввода, используя джойстик.Сервис работает «КАК ЕСТЬ» и «КАК ДОСТУПНО» без какой-либо ответственности. Мы не несем ответственности за события, выходящие за рамки нашего прямого контроля .
O Serviço funciona ‘COMO É’ e ‘TAL COMO SE ENCONTRA’, sem qualquer tipo de responsabilidade. Não somos responseáveis pelas acções que ultrapassam o Nosso controlo directo .Но этот же процесс дезинтермедиации создает проблемы для авторитарных режимов во всем мире, которые в прошлом часто управляли информацией через прямого контроля средств массовой информации.
Mas esse mesmo processo de desintermediação coloca desafios и режимы autoritários ao redor do mundo que no passado muitas vezes haviam gerenciado a informação através do controle direto dos meios de comunicação de massa. ,Регулирующие клапаны прямого действияи регулирующие клапаны обратного действия
Приводыможно разделить на категории «прямого действия» или «обратного действия», и некоторые конфигурации показаны на рисунке ниже.
В приводе обратного действия увеличение пневматического давления, прикладываемого к диафрагме, поднимает шток клапана (в нормально установленном клапане это открывает клапан и называется «воздух для открытия»).
В приводе прямого действия увеличение пневматического давления, прикладываемого к диафрагме, выдвигает шток клапана (для нормально установленного клапана это закрывает клапан и называется «воздух для закрытия»).
Выбор действия клапана продиктован соображениями безопасности. В одном случае может быть желательно полностью открыть клапан при отказе пневматической подачи. В другом случае лучше, если клапан не закрывается полностью.
Регулирующие клапаны прямого действия и регулирующие клапаны обратного действия
Отказоустойчивый режим пневматического / пружинного клапана зависит как от действия привода, так и от действия корпуса клапана.
Для клапанов с поступательным движением штока привод прямого действия давит на шток с увеличением давления, в то время как привод обратного действия подтягивает шток вверх с увеличением давления.
Корпуса клапанов с поступательным движением штока классифицируются как клапаны прямого действия, если они открываются при подъеме штока, и классифицируются как клапаны обратного действия, если они закрываются (закрываются) при подъеме штока.
Таким образом, регулирующий клапан с подвижным штоком и пневматическим приводом может быть выполнен с пневматическим открыванием или пневматическим закрытием, просто подбирая соответствующий тип привода и корпуса.
В наиболее распространенных комбинациях корпус клапана прямого действия сочетается с приводом клапана обратного или прямого действия, как показано на этом рисунке:
Также могут использоваться корпуса клапана обратного действия с противоположными результатами:
Корпус задвижки обратного действия, показанный на левой иллюстрации, является открытым, жидкость течет вокруг штока, а широкий плунжер находится значительно ниже седла.
Корпуса клапанов обратного действия имеют тенденцию быть более сложными по конструкции, чем корпуса клапанов прямого действия, и поэтому они менее распространены в регулирующих клапанах.