Легкий способ сделать дорогу на участке (+Фото)
Все думают, что создание дороги это очень сложно и дорого, но вот такой вариант, как говорится, дешево и быстро, сделал у себя на участке один находчивый человек…
Поделимся своим опытом создания дороги с нуля. Наш опыт подойдет именно для дороги к дому, где нагрузка небольшая, т.к. для общественной дороги технология более сложная с глиняной подушкой, водоотводными канавами и пр. Для своего участка подходит более простой и бюджетный вариант.
Дорога в экопоселении (+Видео)
Сначала, если участок неровный, вызываем экскаватор JCB, который подготавливает площадь.
Сверху застилаем нетканное полотно геотекстиль «Дорнит» плотностью 150г/м. Это хороший и проверенный материал, который позволяет щебню не уходить в землю, и делает дорогу более долговечной. Именно этот материал оправдывает себя, т.к. был опыт работы с другими материалами, с аналогичными заявленными характеристиками, стоимость которых была даже выше, но совершенно не оправдывающих себя. Например, геотекстиль «Геотекс», с той же плотностью, сразу разрывается и пропускает землю через себя.
После застилки участка дороги геотекстилем необходимо по краям вбить небольшие колышки, чтобы закрепить ткань. Это предохранит её от скатывания во время прохождения машины с щебнем.
Закупается щебень фракции 20-40 мм (более крупную фракцию брать нет смысла, т.к. неудобно ездить по большим камням, а меньше на первый слой брать не стоит, т.к. он быстро разлетается по сторонам от колес, если только положить его для красоты на слой более крупных камней). Щебень рассыпается ровным слоем по дороге, либо потом разравнивается вручную, это как повезёт с водителем, у нас есть такой, который умеет на прямой участок дороги с ювелирной точностью ровным слоем рассыпать щебень из своего Камаза))).
Дорога готова. Теперь сезонная распутица не страшна.
Источник «Наше Поместье» vk.com/nashe_pom
Если вам понравился этот материал, то предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП о существующих экопоселениях, Родовых поместьях, их истории создания и все об экодомах вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке
Если у вас неправильно отображается страница, не воспроизводится видео или нашли ошибку в тексте, пожалуйста, нажмите сюда. Новости наших партнеров
loading…
Как сделать дорогу к участку недорого: простые и доступные способы
Участки многих домов в частном секторе лишены подъездных дорог. В этом случае придётся позаботиться об обустройстве путей сообщения самостоятельно. Если этого не сделать, то рано или поздно в дождливый сезон понадобится внедорожник, чтобы приехать в гости к хозяевам. Существуют разные способы, как сделать дорогу к участку недорого и качественно.
Самодельная грунтовка
Один из самых доступных вариантов — грунтовая дорога. Её покрытие состоит из твёрдых сыпучих материалов, которые хорошо пропускают воду. При грамотном обустройстве её хватит надолго, особенно если ездить будет только легковой транспорт и лишь изредка — грузовой (мусоровоз или ассенизаторская машина).
Ширина дороги личного пользования должна быть около 2-х метров. Меньшая не позволит комфортно по ней перемещаться, а большая приведёт к перерасходу средств, ведь разъезжаться встречному транспорту на этой дороге почти не придётся.
Для начала с помощью грейдера снимается верхний плодородный слой на глубину около 30 см. Дно засыпается песком, затем крупным бутом, а следом — щебнем или гравием. Каждый слой трамбуется.
Если протяжённость дороги менее 10 м, можно обойтись ручным катком или виброплитой, в противном случае придётся арендовать дизельный каток. По бокам устраиваются канавы для отвода дождевой воды.
Дорога из бетонных плит
Покрытие из бетонных плит долговечно и прочно, подложка для него может быть не такой массивной и толстой за счёт твёрдости самих элементов конструкции. Бетонные плиты можно добыть при демонтаже старых объектов или выкупить брак бетонных заводов. Потребуется потратиться на перевозку и кран.
Снятие верхнего слоя также необходимо, песчаную подушку нужно не трамбовать, а разгладить по уровню. После опускания плит они свои весом усаживают отсыпку. При выкрашивании бетонные плиты долгое время можно ремонтировать.
Дорога из тротуарной плитки
Этот вариант может быть осуществлён вообще без привлечения средств механизации — потратиться придётся только на плитку.
На песчаную подушку плитка укладывается вручную и подбивается резиновой киянкой по уровню. После укладки дорога засыпается песком, который метут, пока он не заполнит все щели.
Как видно из примеров и фото, дорогу к участку можно обустроить, не привлекая солидного финансирования и тяжёлой строительной техники.
Как построить дорогу своими руками — журнал За рулем
Можно подолгу думать об автомобиле мечты и даже в один день купить его. Но радость обладания им могут испортить… разбитые дороги или полное отсутствие дорог. Герои этой статьи — люди, которые не могли мириться с такой постановкой вопроса. Все они придерживались принципа «хочешь сделать что-то лучше, сделай это сам». И, кажется, у них получилось. Публикуем подборку историй, в которых человек воздвиг дороги и даже спас тем самым жизни других. Впрочем, не обошлось и без корыстных побуждений.
«Человек горы»
www.reddit.com
Бедняк из штата Бихар буквально заставил расступиться горы. Дашратх Манджхи, безземельный житель небольшой деревушки Гехлор, расположенной на севере Индии неподалеку от города Гая, в одиночку прорубил дорогу прямо через скалу. Долгие века местное население вынужденно было прозябать в изоляции из-за особенностей природного ландшафта. Виновницами бед были горы, которые отделяли поселок от развитого района Вазирганж, где находились школы и больницы. К тому же только там большинство членов общины могли найти хоть какую-то работу. Дашратх не был исключением. Ежедневно ему, как и всем остальным, приходилось добираться по узкой горной тропе к своему рабочему месту, детям — в школу, женщинам — на рынок. Ну а если кто-то серьезно заболевал, то несчастного вынуждены были везти в объезд за 75 км к ближайшему доктору.
Тем же опасным маршрутом пользовалась и его жена Фалгуни, чтобы к полудню принести мужу обед. Но однажды она предстала перед ним вся в слезах и с пустыми руками. Оказалось, преодолевая в очередной раз крутой спуск, она упала и серьезно поранилась, а всю свою поклажу упустила в обрыв. Вскоре после этого случая Фалгуни заболела и скоропостижно скончалась. Ее просто не успели вовремя доставить в больницу. После этого страшного удара терпению Дашратха пришел конец. Ведь речь шла о любимой женщине, которую он потерял в одночасье.
В 1960 году 26-летний упрямец решил самостоятельно построить короткую, а главное безопасную дорогу через ненавистную гору, чтобы она никому больше не смогла доставлять несчастья. Знал ли он тогда, что на это ему потребуется целых 22 года жизни? Он продал несколько коз — единственное богатство, которым владел, и на вырученные деньги купил молоток, зубило и несколько ломов.
Сначала соседи только посмеивались над ним и называли его сумасшедшим, но позже они оценили благие намерения и упорство своего односельчанина, стали кормить его и даже помогали покупать новые инструменты. Благодаря их помощи Дашратх смог окончательно бросить прежнюю работу и переключился на борьбу с горой. В 1982 году он, наконец, выиграл главную битву своей жизни. Практически голыми руками он выдолбил в скале дорогу длиной в 110 м, шириной в 9,1 м и высотой в 7,6 м. Она до сих пор верой и правдой служит жителям более полусотни забытых богом деревушек, сократив путь между районами Атри и Вазирганж всего до нескольких километров.
После смерти Дашратха в 2007 году от рака в лучшем госпитале Нью-Дели правительство штата Бихар построило два небольших подъездных пути, о которых он так просил еще при жизни. В честь героя учредили и ежегодный двухдневный праздник. По мотивам этой истории индийская кинокомпания сняла художественный фильм о человеке, который разрушил гору во имя любви. Лента под названием «Манджхи — человек горы» («Manjhi — the mountain man») впервые появится на экранах 21 августа.
Дорога для холостяков
bride-price
Еще один удивительный случай, связанный со строительством дороги, произошел в 2009 году. И вновь в Индии в том же штате Бихар. Причиной переполоха стала самая настоящая революция — «восстание холостяков». Около 1,5 тыс. человек из деревни Барваан Кала, затерявшейся высоко в горах среди джунглей, с внешним миром связывали только тропы. В прежние времена в этом не было ничего необычного. Мужчины селения без труда находили себе жен в соседних населенных пунктах и перевозили их в свои дома.
С приходом цивилизации все изменилось. Женщины все реже соглашались перебираться в глухомань, где нет ни одного учителя, а ближайшая больница и полицейский участок расположены в 45 км. А позже и вовсе стали отказываться выходить замуж за лесных отшельников. Год от года количество н
Как сделать грунтовую дорогу
Грунтовая дорога — это относительно недорогой, но при этом очень функциональный тип трассы. Если вы ограничены в финансах, вы сможете сделать грунтовку буквально из ничего. В условиях, когда песок, щебень и асфальт стоят немалых денег, такой вариант является очень привлекательным.
При этом качественная грунтовая дорога с ровной поверхностью позволяет перемещаться по ней на автомобиле быстро и с комфортом — по хорошим трассам такого типа можно ездить и на скорости в районе 100 километров в час. Для того, чтобы поддерживать грунтовку в хорошем состоянии, понадобится регулярно проводить ремонт дорожного полотна. Однако даже с учетом этого обойдется такая дорога дешевле бетонной или асфальтовой.
Рассмотрим, как построить грунтовку своими руками — какие потребуются материалы, каковы основные этапы создания дороги, а также важные моменты, на которые необходимо обратить внимание.
Устройство грунтовой дороги и необходимые материалы
Грунтовку можно сделать из природного грунта или грунта с добавлением других материалов. В российской классификации такие дорогие принято делить на три основные группы:
- лесные и полевые дороги;
- не улучшенные проселочные дороги;
- улучшенные дороги.
Первые два типа предполагают исключительно использование природного грунта — того, который присутствует в вашем регионе и в выбранной для сооружения дороги местности. При строительстве улучшенной дороги проезжая часть дополнительно укрепляется с помощью различных добавок — таких, как гравий, шлак и другие. Вообще же при строительстве грунтовок широко используются песок и щебень.
Еще один материал, необходимый для создания качественной грунтовки — дорожное полотно (геотекстиль, дорнит). Оно представляет собой нетканый материал из полиэфира или полипропилена, который укладывается в качестве одного из нижних слоев покрытия. Дорнит действует как армирующий материал, а также как пароизоляция — влага через него проходит только в одну сторону.
Улучшенная грунтовая дорога состоит из трех основных частей:
- насыпи;
- профиля;
- кювета.
Подготовка к строительству дороги
Если вы собираетесь строить небольшую дорогу, можно обойтись элементарным инструментом, таким, как лопата, кирка и лом. Также понадобится тачка для подвоза материалов, рулетка, колья и веревка, чтобы выполнить разметку. Но в том случае, если необходимо построить полноценную дорогу, без спецтехники, конечно же, не обойтись. Придется заказать грузовик, экскаватор и грейдер, также для качественного выравнивания полотна может понадобиться каток.
На подготовительном этапе потребуется:
- выбрать место для прокладки дороги, проложив маршрут;
- выполнить разметку.
При выборе расположения будущей трассы нужно принять во внимание рельеф местности и тип грунта. Выбирайте направления, где расположено небольшое количество препятствий, которые потребуется устранять, меньше всего подверженные размывам. Также стоит позаботиться о том, чтобы ваша дорога пролегала в тех местах, которые не могут потребоваться каким-либо органам местного самоуправления для других целей — иначе велик риск, что однажды вам придется распрощаться участком построенной трассы.
Для того, чтобы сделать разметку, можно установить через каждые 10-15 метров колышки, которые отметят края трассы. По мере проведения работ по строительству трассы нужно будет натягивать между ними веревку. Серьезных изыскательских работ с составлением карты рельефа, как правило, не требуется.
Этапы строительства грунтовой дороги своими руками
Рассмотрим вариант устройства качественной грунтовки:
- если дорога строится через поле, первым делом необходимо снять верхний плодородный слой в 20-30 см, сделав корыто;
- после этого нужно завезти речной песок и насыпать его так, чтобы он возвышался над уровнем земли на 10 см;
- следующий шаг — укладка дорожного полотна;
- после него насыпается 15 см песка;
- после этого дорогу нужно утрамбовать катком и пролить водой;
- далее сверху насыпается слой щебня, и дорога снова укатывается;
- последний шаг — устройство откоса с канавой.
После завершения всех работ получается дорога, которая возвышается над уровнем земли на 25-35 см. Как нетрудно понять, обойдется такой вариант с песком и щебнем недешево, однако и служить эта дорога будет долго.
В чуть более простом варианте сооружение грунтовой дороги проходит в четыре этапа:
- сначала нужно снять верхний плодородный слой почвы;
- затем по сторонам от дороги необходимо вырыть канавы для отвода воды;
- после этого надо насыпать песок;
- сверху поверх него укладывается слой щебня, который можно запрессовать катком или груженым тяжелым автомобилем.
В некоторых местах может понадобиться укладка под дорожное полотно труб для прохода воды. Они должны быть достаточно широкими, при этом лучше, если длина такой трубы будет на 3-4 метра больше ширины самой дороги — к примеру, под шестиметровую грунтовку нужно укладывать трубы длиной 10 метров.
Оптимальная глубина корыта зависит от типа грунта в местности, где строится дорога. Чем слабее земля, тем глубже оно должно быть. Но верхний слой с дерном толщиной 10-15 см снять нужно в любом случае. Уложенный в корыто геотекстиль защитит его от повреждений и сделает дорогу более долговечной. Вообще же правила устройства корыта для грунтовки те же, что и при сооружении дачной дорожки, отличаются только объемы работ.
Правовые вопросы, связанные со строительством грунтовой дороги своими руками
Если вы собрались строить грунтовую дорогу, стоит принять во внимание, что соответствии с законодательством Российской Федерации местные администрации обязаны поддерживать дороги в пригодном для использования состоянии.
Поэтому вы можете подготовить обращение в прокуратуру для признания незаконным бездействия органа местного самоуправления, который не выполняет свои обязанности по поддержанию дорог в надлежащем состоянии. В заявлении укажите, что такое бездействие несет в себе угрозу для здоровья, жизни и имущества граждан:
- возникает угроза неприбытия в случае необходимости полицейских нарядов для защиты правопорядка;
- из-за отсутствия дороги не сможет вовремя доехать скорая для оказания экстренной медицинской помощи;
- а в случае возникновения пожара к постройкам не доедут пожарные.
Таким образом вы сможете рассчитывать на получение компенсации. Из местного бюджета вам будет выплачена часть суммы, необходимая для строительства грунтовки — к примеру, 50%. Также есть вероятность, что вам удастся получить все 100%, но это, как правило, оказывается сложнее и занимает больше времени.
Ремонт дорожного полотна
Однако мало построить грунтовую дорогу, соблюдая правильную технологию. Проезжающие по ней автомобили и различные неблагоприятные факторы, такие, как атмосферные осадки, неизбежно будут месяц за месяцем ухудшать ее состояние. В итоге она может совершенно прийти в негодность и стать непроходимой.
Для того, чтобы этого не случилось, дорожному полотну потребуется ремонт, причем делать его лучше регулярно. Другими словами, не стоит ждать, пока оно будет совершенно разбито, чтобы приступать к его восстановлению — лучше раз в месяц выделять немного времени, чтобы привести трассу порядок. Сделать это также можно делать своими руками.
Ремонт дорожного полотна предполагает:
- срез колеи;
- формировку уклона, чтобы на дороге не застаивалась вода;
- чистку кюветов, чтобы вода как можно быстрее уходила с дорожной насыпи.
Вообще ремонт полотна можно произвести разными способами. При этом использовать специальную технику, предназначенную для обслуживания грунтовок, совсем не обязательно. К примеру, грунтовку можно поддерживать в отличном состоянии с помощью тяжелой дисковой бороны — такой ремонт дорожного полотна позволит устранить все неровности не хуже, чем ремонт с использованием бульдозера. Также нужно быть готовым к тому, что придется регулярно досыпать материал, который будет растаскиваться автомобилями, дождевой водой, тающим снегом и так далее.
Таким образом дорогу можно будет поддерживать в хорошем состоянии долгие годы с минимальными денежными и временными затратами. В случае, если вы будете регулярно выполнять ремонт полотна, грунтовая дорога, которую вы сделали своими руками, будет верой и правдой служить много лет и даже десятилетий.
Читайте также
Что делать, если нет дороги к участку? Делаем подъездную дорогу из геотекстиля своими руками
Суглинистые, глинистые почвы, а также торфяники являются проблемными видами грунта. Такая дорога в дождливый период становится практически непроходимой. Автомобили в такой грязи просто грузнут, не могут проехать. Часто забота об улучшении состоянии дороги ложится на плечи жителей поселков. Они сообща заказывают технику, чтобы снять верхний слой. Твердое же основание засыпается строительным мусором, иногда укладывают плиты, чтобы хоть как-то улучшить ситуацию. Но обычно это спасает лишь на короткое время. Строительный мусор постепенно погружается в грязь, и проблема возвращается. Здесь на помощь может прийти геотекстиль.
Что такое геотекстиль
Он представляет собой синтетический материал, который используется при строительстве дорог. Он служит разделителем, предотвращая проникновение в землю материалов отсыпки. Кроме того, он выполняет армирующую функцию.
Использование геотекстиля позволяет не снимать весь мягкий слой грунта перед тем, как засыпать строительный мусор. Этот материал можно стелить даже прямо на траву, что позволяет упростить работу.
Как происходит укладка
- Сначала снимается около 25 см почвы – это плодородный слой.
- Укладывается слой геотекстиля.
- Засыпается щебень под трамбовку.
Этот вариант намного экономичнее, чем укладка плит. Кроме того, если по плитам проезжает тяжелая техника, они обычно ломаются, вследствие чего из них начинает торчать арматура, которая пробивает шины.
Дорога для грузовика к участку
Для обустройства такой дороги нужен геотекстиль, песок, щебень. Также понадобится асфальтовая крошка.
- Снимается плодородная земля до суглинка.
- Делается выемка 3 м. при этом глубина около 5 см.
- Укладывается слой геотекстиля.
- Засыпается слой мытого песка, который нужно укатать виброплитой или катком.
- Укладывается георешетка, у которой ячейка равна 20 см.
- Засыпается щебень (полученный из лома бетона) слоем 5 см и утрамбовывается. Фракция 20-40.
- Слой гранитного щебня 5-20 засыпают и утрамбовывают.
- Финишным слоем может служить асфальтовая крошка.
Некоторые специалисты советуют вместо мытого песка использовать карьерный. Минимальный слой – 10 см. рекомендуется использовать гранитный щебень, а в качестве финишного слоя – отсев. Это продлит срок службы покрытия. Песок необходим для того, чтобы щебень не повредил геотекстиль. Георешетка необходима, чтобы сократить расход щебня, которого при ее использовании уйдет меньше примерно на 30-35%. Но работа буде более трудоемкой, так как заполнять ячейки придется вручную.
Вот пример «пирога» дороги, которая сможет выдержать тяжелый транспорт.
- Геотекстиль, плотность которого составляет 300г/м2.
- Не менее 10 см песка.
- Примерно 20-25 см гранитного щебня. Материал должен быть фракции 25-40.
- 5-10 см гранитного щебня. При этом фракция должна быть 5-20.
- Нужно использовать виброплиту.
- В качестве финишного слоя можно использовать отсев.
- Если дорога с уклоном, целесообразно использовать георешетку.
Обязательно необходим дренаж или канавы для отвода воды, чтобы не было застоя, и грунт не размывался весной при оттепели или от сильного дождя.
Если вы приняли решения обустроить такую дорогу самостоятельно, необходимо отнестись к работе очень серьезно. Изучите методику работы, закупите качественные материалы в необходимом количестве. Ведь лучше сделать дорогу один раз как положено, чем впоследствии переделывать, и тратить на это время и деньги. Если вы не знаете, как правильно сделать дорогу в вашей местности, лучше обратитесь к специалистам за советом.
Как обустроить дорогу к загородному дому: разные варианты решения
Став счастливым обладателем загородного дома, новоиспечённый хозяин чаще всего сталкивается с такой проблемой, как плохой подъезд, грунтовая дорога. И если в сухую погоду добраться до места жительства не составляет никаких проблем, то в дождь и снег машина просто грузнет, и проехать становится очень проблематично. Размытая грунтовая дорога, постоянная грязь, лужи особо радости не приносят, особенно когда каждый раз приходится толкать автомобиль. Да и такая ужасная картина на фоне красивого дома не особо гармонирует.
Единственный выход – это своими собственными силами проложить к своему дому хорошую дорогу. Есть несколько вариантов.
Начнём с самого распространённого и наиболее качественного варианта – это укладка горячего, холодного асфальта: такая дорога прослужит долгое время, и вы не будете сталкиваться с такими проблемами, как ямы и грязь. К тому же, асфальтная дорога смотрится красиво, богато, и придает вашему дому ещё больше статуса. Безусловно, такие работы требуют не малых материальных вложений, но с годами они окупаются.
Высокая стоимость асфальтного покрытия объясняется сложностью работ, которые делятся на два этапа:
• подготовительные;
• укладочные.
К тому же такие работы не обходятся без специальной техники и специалистов. Конечно же, можно и самостоятельно засыпать ямы асфальтом, прикатать, но насколько долго прослужит такой косметический ремонт дороги? Качественное и долговечное асфальтное покрытие, которое соответствует всем требованиям, гарантирует только профессиональная строительно-дорожная компания.
При этом цены на покрытие зависят от таких факторов, как:
• размер территории;
• количество используемой техники;
• объём работ.
Поэтому для экономии средств лучше всего объединиться с соседями и сделать раз и навсегда хорошую дорогу.
Второй вариант – обустройство дороги дорожными плитами. Они имеют разные размеры, и поэтому из них можно сделать дорогу любой ширины. К тому же из таких плит даже обустраивают и тропы на участке.
При строительстве дороги из такого материала не потребуется основательно подготавливать землю. Главное, убрать растительность и пройтись грейдером для выравнивания основания. После этого дорога засыпается песком и утрамбовывается. Далее кладутся плиты. Единственный недостаток в том, что укладка плит происходит только с помощью подъёмного крана. Их большой вес не позволяет вручную этого сделать. Если в будущем у вас появится желание положить асфальт, то это можно будет сделать прямо на плиты. Убирать их не обязательно. Во время эксплуатации дорожные плиты не теряют своих свойств и демонтируются по потребности.
Третий вариант, самый бюджетный – насыпная дорога с помощью щебня, песка. Для этого понадобится оплатить аренду спецтехники, стоимость материалов. По такой дороге автомобиль конечно же проедет в любую погоду, но качество будет ниже среднего.
Надёжность и долговечность подъездной дороги к загородному дому актуальны всегда. Тип дорожного покрытия стоит выбирать, исходя из частоты проезда. Если в посёлке несколько домов, и в планах увеличение количества жителей, то правильным выбором станет асфальтное покрытие.
От качества дороги во многом зависит и техническое состояние автомобиля – об этом также не стоит забывать.
Садовые дорожки своими руками с малыми затратами: эконом-варианты для дачи
Решая вопрос об устройстве садовых дорожек своими руками с малыми затратами, необходимо предварительно определиться со следующими моментами, которые окажут непосредственное влияние на организацию, стоимость и ход выполнения работ:
- планирование и разметка;
- выбор материала для мощения дорожки на участке;
- выбор основания и технологии укладки материала;
- определение необходимости дополнительных мероприятий для увеличения срока эксплуатации покрытия.
Все четыре пункта в значительной мере технологически связаны между собой. Так, например, использование прочного природного камня позволяет отказаться от ряда работ по обеспечению дополнительной защиты, а устройство бетонного основания повышает устойчивость покрытия и обеспечивает возможность укладки более мягких и тонких плит.
Составление плана расположения
Работы по мощению дорожек и площадок на дачном участке должны начинаться с составления плана. Это поможет определиться с выбором необходимых материалов, рассчитать их количество и объем работ. Имея на руках план, вы сможете прикинуть будущие финансовые затраты и сопоставить их со своей платежеспособностью.
Возьмите план вашего участка с отмеченными на нем строениями, деревьями, кустами, ограждением и воротами. Начертите, как вы собираетесь делать садовые дорожки своими руками.
При этом следует учитывать, что дорожки должны проходить не ближе чем в 1,5 метров от деревьев, а их минимальная ширина должна составлять 0,7 метра. Уклоны поверхности не должны направлять дождевую воду к строениям.
Материалы для мощения
Гравий.Из чего сделать дорожки на даче за дешево? Большинству из нас хочется, чтобы покрытие одновременно было красивым, долговечным и доступным по своей стоимости. Советуем не ограничиваться одним вариантом, а выбирать материал по ситуации.
Так, территорию возле частного дома имеет смысл замостить тротуарной плиткой из натурального камня или цветного бетона, а дорожки в саду сделать из паркетной или пластиковой. На дачном участке также можно вполне удачно использовать засыпку из мелкого щебня или гравия. Самое главное, чтобы вас устраивало сочетание цены, практичности и внешнего вида.
Натуральный камень
Натуральный камень.Устройство дачных дорожек с использованием материалов из натурального камня — самый долговечный и красивый вариант. Однако, их использование назвать экономным очень сложно. Основные виды плит из природного камня изготавливаются из базальта, известняка, песчаника, сланца или лабрадорита. Реже, ввиду высокой стоимости, используют шунгит, гранит и мрамор. Конфигурация штучных изделий может иметь строгие геометрические или неправильные формы различных размеров.
Выбор цветов и оттенков натурального камня разнится от белого и желтого, до темно-синего и черного. Некоторые сорта камня имеют в своей структуре узоры, наличие и цвет которых зависят от примесей в исходном материале. Поверхность натуральной тротуарной плитки может быть отполированной, шершавой или неровно-грубой.
К основным преимуществам дорожек, вымощенных природным камнем, относят:
- высокую механическую прочность;
- долговечность и морозостойкость;
- красивый внешний вид;
- широкий выбор текстур и форм.
В качестве главного недостатка такой дорожки на дачном участке выступает высокая стоимость. Кроме того, гранит, шунгит, мрамор, лабрадорит и некоторые другие твердые материалы сложно обрабатывать, что может осложнить процесс их укладки.
Клинкерный кирпич
Это специальный вид кирпича, который, благодаря своей повышенной плотности, не впитывает влагу и отлично подходит для того, чтобы сделать дорожки на даче своими руками. Обыкновенный стеновой кирпич для покрытий такого рода обычно не применяется. Выпускаемые цвета могут быть желтых, белых, коричневых и красных оттенков, что позволяет создавать оригинальные цветные узоры.
Применение клинкерного кирпича для укладки предусматривает обязательное наличие бордюров. Их можно сделать из этих же кирпичей, положив их под углом «на ребро», ну или использовать готовые бетонные изделия. При этом установка бордюра должна быть выполнена вровень с поверхностью дорожки, что обеспечить лучший сток дождевой воды.
Основные достоинства кирпичного покрытия — доступная цена и долговечность. К недостаткам относят обязательное наличие цементного основания под укладку и необходимость тщательной заделки швов между кирпичами.
Тротуарная плитка и брусчатка из цветного бетона
Тротуарная плитка.Цветную бетонную плитку для тротуаров изготавливают из высококачественной смеси методом вибропрессования или вибролитья. В первом случае штучные изделия имеют более высокую прочность и морозостойкость, но более бедную цветовую палитру. Вибролитая же плитка более красочная и стоит дешевле, но не столь долговечна.
Этот материал можно по праву считать самым популярным решением вопроса того, чем выложить дорожки на даче. Его можно не только приобрести в магазине, но и изготовить самостоятельно, в количестве, достаточном для мощения любой площадки на приусадебном участке.
Достоинствами брусчатки из цветного бетона считают доступную цену, внешний вид, прочность и долговечность. Недостаток такой дорожки в саду заключается в необходимости дополнительной обработки дорожного покрытия с целью его защиты от воздействия влаги.
Заливка в формы под бетон по месту укладки
Заливка бетона по формам.Благодаря простоте технологии заливки обычного бетона в формы и невысоких затратах на её реализацию, садовые дорожки из бетонной смеси очень популярны среди частных застройщиков. Это решение можно смело можно назвать эконом-вариантом. При этом поверхность таких дорожек в саду напоминает плиточную кладку. Она красива и долговечна. В случае качественно осуществленной заделки швов и технологически грамотного устройства основания, можно нивелировать основной риск для поверхностей из этого материала — прорастание сорных трав и растений.
Купить формы под устройство садовых дорожек своими руками можно в любых магазинах строительных материалов. Изготовители заявляют, что для работы достаточно всего одной модульной формы, максимум двух (при больших объемах работ). Срок службы такого тротуарного покрытия составляет 10-15 лет. Для придания бетонной поверхности более эстетичного вида ее можно покрыть жидким стеклом, краской или специальными лаковыми растворами.
Модульные резиновые плиты
Модульные резиновые плиты.Если говорить правильно, то эти модульные плиты нельзя называть чисто резиновыми. Их изготавливают из полимеров и резиновой крошки, которую получают путем измельчения автомобильных покрышек, обеспечивая однородность массы при температурном спекании. В результате получается долговечный, влагостойкий и прочный материал.
Фиксация резиновых плит на месте укладки обеспечивается втулочными соединениями. Собранное из этого материала покрытие представляет собой единый резиновый ковер необходимой длины и ширины. Особенностью подобных дорожек считается исключительная простота сборки. Плиты можно укладывать на небольшую песчаную подушку, предварительно сняв небольшой верхний слой грунта.
Основание под резиновую плитку.Срок эксплуатации материала при температурах -45° +65°С составляет не менее 10 лет. Это полностью водонепроницаемый материал. Он не подвержен воздействию плесени, грибка, насекомых и грызунов. Допускается повторное использование таких садовых дорожек с переносом их на новое место.
Полимерпесчаная тротуарная плитка
Этот вид тротуарного покрытия получают в результате формовки смеси из нагретых до температуры плавления полимерных материалов и мелкого просеянного песка. Количество песка варьируется в пределах 60-70%. Эта технология позволяет получать полимерные тротуарные плиты с малым коэффициентом теплового расширения.
Этот материал сравним с резиновыми плитами, но полимерпесчаное покрытие гораздо более твердое и прочное. Для улучшения внешнего вида плиток в смесь нередко добавляют красители, а также используют белый речной песок. Ввиду своей исключительной прочности, этот материал можно использовать где угодно.
Фото дороги из спилов.К положительным качествам полимерпесчаных плит относят красивый внешний вид, долговечность, морозостойкость, доступную стоимость и простоту укладки. Недостатком считают новизну материала и его слабую распространенность.
Древесина
Как сделать дорожки на даче таким образом, чтобы создать атмосферу эко-стиля? Использовать древесину. Она доступна и выглядит красиво, особенно после специальной обработки. Для обустройства деревянных дорожек чаще всего применяют террасную доску, уложенную на брус, а также спилы – поперечные отрезки стволов и крупных веток.
Материал не отличается долговечностью, если не производить его предварительную специальную обработку для защиты от воздействия влаги. В качестве спилов лучше использовать твердые породы дерева (например, дуб, лиственницу или осину).
Террасная доска.Обычно длина спилов составляет не менее 35-40 см, чтобы часть можно было закапать в землю для повышения устойчивости. Оптимальный диаметр — в пределах 10-15 см, но вообще диапазоны размеров ничем не ограничиваются и зависят лишь от породы дерева и ваших возможностей.
Террасная доска укладывается поперек дорожки на деревянный брус, который обязательно обрабатывается битумным составом. Крепление бруса осуществляется к металлическим кольям из арматуры. Доска же прибивается гвоздями.
Работы по обустройству дорожек
Итак, мы подошли к тому, как правильно сделать дорогу на даче. В полный состав работ по строительству тротуаров могут входить:
- разметка;
- земляные работы;
- устройство дренажного слоя;
- установка бордюров;
- устройство основания;
- укладка плитки;
- завершающие работы.
Здесь приведен полный перечень работ, но для некоторых видов материалов этот список может меньше.
Разметка дорожки
Земляные работы и разметка колышками.Для выполнения работ по разметке тропинки на даче своими руками потребуются деревянные или металлические колышки, которые нужно забить по краю дорожек в соответствии с ранее составленным планом и запланированным дизайном. При установке бордюр ширина разметки увеличивается, соответственно, на их толщину. По забитым колышкам натягивается хорошо заметный шнур. После этого еще раз проверьте правильность планировки.
Земляные работы
В состав земляных работ при устройстве дорожек на даче входит снятие верхнего слоя грунта и выкапывание траншеи. Ее глубина должна вмещать все последующие насыпные слои таким образом, чтобы поверхность покрытия находилась на высоте 3-4 см над уровнем прилегающего грунта. Если на рабочем участке в дальнейшем планируется завоз плодородной земли, то объемы земляных работ значительно сокращаются.
Засыпка дренажного слоя
Дренажно-гравийная основа.Для эффективного отвода проникающих поверхностных вод и грунтовых вод при весеннем подъеме устраивается дренаж. Он представляет собой слой щебня или гравия насыпанного на разложенную по дну траншеи подстилку из нетканого геотекстиля. Рекомендуемая толщина слоя — 10-15 см.
Для того, чтобы нетканое полотно не повредилось острыми краями камней, на текстиль первоначально необходимо насыпать слой песка толщиной 3-4 см. Гравий или щебень после засыпки в траншею необходимо хорошо утрамбовать, чтобы в будущем не было просадки. Сверху слой камня также присыпать песком.
Установка бордюр
Установка бордюра.Бордюры применяют для более четкого ограничения границ дорожки во дворе. Обычно их устанавливают после засыпки дренажного слоя. Бетонные и кирпичные бордюры выкладывают на цементный раствор. Пластиковые материалы закрепляются штатными креплениями или металлическими штырями.
В качестве бордюра можно использовать брусчатку. В этом случае под нее необходимо дополнительно подсыпать песка. Лучшим вариантом установки такого ограждения будет превышение его над уровнем дорожки на 3-4 см. Чтобы на поверхности покрытия после дождя не задерживалась вода, в бордюрном ограждении через равные промежутки необходимо оставлять небольшие разрывы.
После укладки плитки или брусчатки бордюры необходимо подсыпать землей со стороны прилегающего грунта.
Устройство основания
Для укладки тротуарной плитки требуется устойчивое основание, которое может быть сделано:
- из бетона, для всех видов тротуарной плитки правильной геометрической формы и деревянных покрытий из террасной доски;
- из сухой цементно-песчаной смеси, для всех плиток и плит правильной геометрической формы, в том числе полимерпесчаной и бетонной формовой;
- в виде утрамбованной песчаной подушки, для плит неправильной формы или большой толщины из природного камня, брусчатки и древесных спилов.
Бетонное основание под покрытие из террасной доски может быть сделано не сплошным слоем, а в виде поперечных полос через каждые 0,8-1,2 метра. Достаточно лишь обеспечить опору для продольного бруса.
Схема дорожки из плитки.Бетонное основание самое прочное, но и самое затратное. Для его устройства, после установки бордюров, дренажный слой накрывают геотекстилем по всей ширине траншеи с небольшим напуском на стенки. После этого заливают слой бетонной смеси, не доходя до верха бордюр на толщину плитки +5 см. Пятисантиметровый запас нужен на слой клея под плиткой и превышение края бордюра над поверхностью дорожки.
Поверхность бетона необходимо хорошо выровнять при помощи штукатурного правила или широкого шпателя. Для проверки уклонов следует использовать строительный уровень. Время застывания бетонной смеси составляет 72 часа. Класть плитку на дорожку можно только по прошествии этого времени.
В состав компонентов бетонной смеси для заливки входит цемент, гравий и песок в соотношении 1:4:3. Для получения лучшей пластичности смеси рекомендуется добавлять пластификатор или жидкое моющее средство, которого будет расходоваться в 2-4 раза больше.
Схема бетонного основания.Сухая цементно-песчаная смесь — это тоже прочное и надежное основание. Дело в том, что со временем цемент затвердеет вместо с уложенным на него покрытием, став с ним единым целым. Использование сухой смеси обходится дешевле, так как в итоге не потребуется монтаж плитки на специальный клей.
Для ее устройства дренажный слой покрывают геотекстилем, сверху которого насыпают слой песка толщиной в 5-7 см. Песок трамбуют. После этого в бетономешалке готовят смесь сухого цемента с песком в соотношении 1:4. Далее смесь ссыпаю в траншею, трамбуют, выравнивают и укладывают материал для мощения прямо на эту поверхность.
Простая песчаная подушка применяется для установки деревянных спилов, брусчатки и больших плит неправильной геометрической формы. Эти материалы надежно закрепляются в песке, обеспечивая стабильность формы дорожки. Между песчаной подушкой и дренажным слоем также нужно уложить нетканый текстиль. Это предотвратить прорастание сорных растений и обеспечит отвод воды без подмывания основы.
Укладка брусчатки на бетон.Укладка плитки
Тротуарные плитки по бетонному основанию необходимо укладывать на специальную клеевую смесь. Перед этим бетонная поверхность основы грунтуется и полностью просушивается.
Первый ряд плитки рекомендуется положить вдоль бордюра на длину в 1 метр. После этого — один ряд поперек дорожки и, ориентируясь на полученный результат, заполнить 1 м.кв. поверхности. Далее следует продолжать аналогично, продвигаясь «на себя» и заполняя дорожку по одному квадрату.
Варианты укладки.Выравнивание по высоте производится за счет клеевого слоя, который не должен быть толще 3 см. Если получается больше, то нанесение клея производится в 2 слоя, с разрывом во времени. Подрезку плиток можно выполнить с помощью болгарки и алмазного круга.
При цементно-песчаной основе плитки кладут непосредственно на нее, с обязательным их простукиванием (посадкой) при помощи резинового молотка. Если при проверке было выявлено, что плитка сидит низко, то она снимается и на её место подсыпается сухая смесь.
Начало кладки при таком основании лучше начинать с середины дорожки. Это позволит выдержать боковые уклоны, а резаный камень будет у вас в итоге только по краям.
Применение песчаной подушки эффективно при кладке крупных плит неправильной формы и деревянных спилов, т.е. материалов с большими швами-разрывами между отдельными элементами. Спилы просто закапываются в песок, а плиты раскладываются по песчаной поверхности.
Укладка камня на песок.Кладка брусчатки на песчаную поверхность допускается только при наличии бордюров. В этом случае правильная геометрия дорожки будет сохраняться длительное время.
Завершающие работы
На этом этапе выполняют заделку швов с целью защиты от проникновения влаги под покрытие. Наносят защитные покрытия, моют или чистят поверхность, убирают территорию. Самый простой способ заделки швов — использование цементно-песчаного раствора. Немного сложнее заливать их жидким цементом. Для покрытия бетонных и других плиток применяют гидрофобные составы. Они не позволяют влаге проникать внутрь материала. На этом вопрос того, как сделать садовую дорожку на даче своими руками, считаем закрытым. Удачи!